Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Vienna Tonkunstler Orchestra в БЗК, дир. и сол. Рудольф Бухбиндер: Гайдн, Бетховен

Лично для меня наиболее интересный из всей богатой программы фестиваля Ростроповича концерт - благодаря как набору произведений, так и дирижеру-солисту в одном лице. Не все любят Бухбиндера (впрочем, таких музыкантов, чтоб "все любили", не бывает... - Владимир Юровский, кажется, приближается к тому), а для меня он сегодня - один из лучших, из тех, чья манера мне понятна и близка. И его аскетичный, но изысканный Гайдн, клавирный концерт № 11, по-моему - именно то, что нужно.

Трудно представить, чтоб в эпоху Гайдна существовал подобный пианизм, да и инструменты, для начала, были другие. Так что Бухбиндер совсем не стремиться какому-то вымышленному "настоящему" Гайдну, его Гайдн - вполне современный, во всяком случае, утонченность, с которой работает Бухбиндер как исполнитель и оркестр под его ненавязчивым управлением (весь труд дирижера проделан заранее и его результаты налицо), скорее приближает Гайдна к шопеновскому романтизму или даже к импрессионистам, к Дебюсси, к Сати, особенно что касается изумительных соло медленной части - но лукавая простота Гайдна при том не теряется. Точность, сдержанность, отсутствия всякой аффектации (что кому-то может показаться сухостью, недостатком эмоциональности) меня просто приводит в восторг и трепет. И в Гайдне, и в не столь, как Гайдн, любимом Бетховене - при том что Бухбиндер позволяет понять, насколько различны по духу, по мышлению Гайдн и уже самый ранний Бетховен, его концерт № 1: совсем иные акценты, иная насыщенность звука, что прежде всего проявляется в оркестре, меньше в сольной партии. Впрочем, самую шлягерную побочную темку финала 1-го концерта, которая мне всегда казалось ресторанно-вульгарной, Бухбиндер вместо демонстрации внешнего блеска нарочито приглушает, "округляет".

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до-минор, вполне "созревший" Бетховен (1808), исполняется нечасто, поскольку при относительно небольшой продолжительности требует участие хора и солистов-певцов. Бухбиндер и тут отлично справился с ролью пианиста и дирижера одновременно, управляя также и хором, и певцами. Главная, то есть фактически единственная тема Фантазии явственно предвосхищает "Оду к радости" из 9-й симфонии, но попроще и чуть менее пафосная. Вначале пианист варьирует ее, взаимодействуя с отдельными инструментами и группами в оркестре, затем подключается хор - хор так удачно подключился, что на бис весь оркестрово-хоровой эпизод Бухбиндер повторил целиком.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments