Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Maggio Musicale Fiorentino в КЗЧ, дир. Зубин Мета, сол. Борис Березовский: Рахманинов, Чайковский

По программе концерт для меня на фестивале Ростроповича не самый интересный (репертуар Бухбиндера намного привлекательнее), но Зубин Мета и его оркестр - конечно, событие не такое, какие пропускают, хотя среди трех авторов только Мусоргский с его "Рассветом на Москве-реке" - музыка из числа той, что я по-настоящему люблю. Уровень оркестра фантастический, Мета выжимал какие-то немыслимые пианиссимо - но в плане содержания "Рассвет..." показался мне слишком идиллическим, лишенным намека на драматизм, в том числе и средний, преисполненный тревоги и мрачных предчувствий раздел, все прозвучало ровно-прекраснодушно, словно не Мусоргский, а поздний французский романтизм, Массне или Форе. Впрочем, вне оперного контекста, как самостоятельный оркестровый опус и такой "Рассвет..." любопытен.

Прекраснодушие, любовное созерцание (переходящее отчасти в самолюбование), но уже более адекватное материалу, оказалось главным настроением и 3-го концерта Рахманинова. Вкупе с несколько деланой загадочностью - Березовский играет 2-й и 3-й концерты постоянно, и при нелюбви к этой музыке мне ее доводилось уже слышать в его исполнении. Сейчас, по-моему, Березовский стремился к некой герметичности, к не столько постижению заложенной в фортепианной партии тайны (которой там на самом деле нет и не предполагается), сколько к ее несколько манерного, сугубо эстетскому обозначению. Все проведения главной темы в первой части звучали примерно с одним настроем, включая и разработку, каденцию - приглушенные акценты и все та же абстрактная "загадочность". Настоящая эмоциональная кульминация пришлась, как ни странно, на вторую часть, а в третьей Березовский при безупречной поддержке оркестра скорее демонстрировал собственные технические возможности - почти безграничные, на ходу, любуясь декоративными элементами партии, теряя и те скудные идеи, что заложены в нее автором. (Идеальным исполнителем Рахманинова в этом смысле является Денис Мацуев - чем бездумнее, тем ближе к сути).

А весь накопленный и неизрасходованный в первом отделении запас трагизма реализовался в 6-й "Патетической" симфонии Чайковского, вернее, в крайних ее частях: "из тьмы" и безмолвия вступления к первой части обратно "в тьму" и тишину коды финала - опять невозможные пианиссимо при исключительной слаженности оркестра. В средних частях, особенно во второй с ее пятидольным вальсом, Мета нашел невероятное, может быть и избыточное количество оттенков, деталей, нюансов, а весь пафос выдал в третьей, так что для финала осталась драма, открытая, как рана. Правда, "залечил" ее (опять-таки, может, и зря) дирижер симпатичным и непритязательным концертным номером "Площадь в Италии".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments