Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Брамс, Элгар, сол. Андрей Баранов, дир. Юрий Темирканов в БЗК (фестиваль Ростроповича)

Выступление Темирканова год назад, а у него было целых две программы, я в прошлом году послушал в силу обстоятельств лишь частично:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2829073.html

Тогда это были концерты в рамках "Черешневого леса", сейчас - на фестивале Ростроповича: для приезда Темирканова, да еще с собственным коллективом петербургской филармонии, в последние годы нужен какой-либо очень значительный повод. Далеко не все, безусловно отдавая должное гению Темирканова, его мастерству, опыту и заслуженному статусу (естественно, БЗК был забит), приходят в восторг от его сугубо академической, в каком-то смысле немодной (хотя это чересчур уничижительно, а можно сказать и с пиететом - "старая школа") манеры. Но вот в отношении к Ре-мажорному скрипичному концерту Брамса подход Темирканова действительно дает вполне определенный результат: хрестоматийный, заигранный шлягер, с одной стороны, освобождается от наносных внешних эффектов, наросших благодаря современным псевдоакадемистам-полупопсовикам, с другой, с первых тактов возникает и не оставляет до финальной коды ощущение некой инерции. Благо концерт Брамса играют часто, волей-неволей ждешь, что зазвучит он по-новому, неожиданно - и, в общем, ожидания в других случаях порой оправдываются (по крайней мере, я стараюсь ходить на исполнителей, которые способны их оправдать), совсем недавно довелось услышать, как это делают Борисоглебский с Понькиным и ГАСО, и хотя та не вызвавшая и десятой доли нынешнего ажиотажа вокруг Темирканова версия в рамках дневного консерваторского концерта, пускай при некоторых, допустим, технических несовершенствах (касается только оркестра, солист был великолепен), оказалась интереснее именно в силу своей непредсказуемости:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3034561.html

У Темирканова же заранее понимаешь и настраиваешься, до каждой доли секунды, сколько протянется следующая нота и продлится пауза - это здорово, классно, но положа руку на сердце, скучновато. Как и в случае с Кожухиным прошлой весной, взяв солистом Андрея Баранова, дирижер-мэтр делал ставку не на "медийность" и раскрученное имя (да и зачем ему это при его собственном имени, громче которого только имена, которых уже мало кто застал в живых?!), а на уже имеющего репутацию и вес, но еще относительно молодого профессионала. Андрей Баранов в резонанс с оркестром Темирканова вошел идеально - со всеми достоинствами и минусами подходов дирижера к материалу: показывал музыку, а не себя, обходился без псевдоэффектных трюков, да и имидж у Баранова - совсем не романтический, он берет не "картинкой", как сейчас слишком часто случается, а музыкальностью, технической точностью, вкусом - это все при нем. Опять же - предсказуемость, инертность, что идет, по всей вероятности, больше от дирижера, поскольку бис, наиболее узнаваемый из каприсов Паганини, самый хитовый номер для скрипача, Баранов сыграл на удивление аккуратно, стильно, рафинированно.

Оркестр после второго отделения тоже бисировал дважды, вторым номером - снова, как и в прошлом году, преманернейше исполняя музыкальный момент Шуберта фа-минор. Но перед этим звучала "Энигма" Элгара - а Элгар, в отличие от Брамса, для меня лично много значит. Опять-таки "Энигму" я сравнительно недавно слушал в нестандартной версии и тоже в рамках дневного концерта - Артем Варгафтик разбил вариации своими комментариями и превратил (спорно, довольно любопытно и убедительно, надо признать) в своего рода повествовательную прозу. Так что версия Темирканова, наоборот, обратно сложила для меня эту хорошо знакомую музыку в подобие "кинофильма". Пожалуй, слишком гладкого, без ярко выраженных кульминаций, зато с прекрасным виолончельным соло в одной из медленных вариаций - Темирканов, конечно, и здесь ничего экстраординарного в Элгаре не открыл (хотя "Энигма", пусть и тоже до какой-то степени шлягерное, но все же далеко не столь затасканное сочинение, как скрипичный концерт Брамса), он лишь позволил его расслышать как целое - а это немало, это много, очень много. Да и просто наблюдать, как работает Темирканов, как он одновременно серьезен в отношении к делу и ироничен к себе - отдельное удовольствие.

Между тем даже Юрий Темирканов и оркестр петербургской филармонии, как ни странно - еще не самый "ударный" вечер в рамках фестиваля Ростроповича. Наибольший бум, это понятно, вызвал Зубин Мета, куда не протолкнешься, а лично меня сильнее остальных привлекает программа Vienna Tonkunstler Orchestra и Рудольфа Бухбиндера с произведениями Гайдна и Бетховена, редко, за исключением бетховенского 1-го фортепианного концерта, исполняемыми (Бухбиндера, к моему удивлению, не все любят - а меня он своим сухим рационализмом порой подкупает). Дело вкуса - Прокофьев и Свиридов, каждому посвящено по монографическому вечеру, для меня Прокофьев - композитор номер один, его играют стипендиаты фонда Ростроповича, программный набор, правда, не считая позднейшего концертино для виолончели с оркестром (тоже, в общем, не раритет) - совсем хрестоматийный: 1-я симфония, 3-й фортепианный концерт, сюита из "Ромео и Джульетты". Наконец, Андрис Пога и лозаннский камерный оркестр (Orchestre de Chambre de Lausanne), никогда раньше в Москву не приезжавший - ну до этого еще надо дожить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments