Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"По ту сторону тени" В.Тарнопольского в МАМТе, реж. Роберт Векслер, дир. Игорь Дронов

Я постоянно вижу Владимира Тарнопольского на разных мероприятиях, доводилось внимать его ораторским выступлениям со сцены по случаю тех или иных проектов, фестивальных событий, но собственное музыкальное творчество композитора до сего дня оставалось для меня совершенно неведомым. А тут не просто концерт - спектакль! Хотя явно предпочтительнее было ограничиться концертным исполнением, поскольку музыкальный материал оказался здесь главным, а положа руку на сердце - единственным достойным поводом для радости и заслуживающим серьезного внимания предметом.

В основе либретто - две философски идеи, связанные образом "тени": "миф о пещере" Платона и представление Плиния о тени как о прообразе живописи. У Тарнопольского, в пику Плинию, искусство (то есть "тень" реальности) становится средством освобождения человека из плена "пещерных" иллюзий, для чего автор опирается, помимо Платоновых "диалогов", на фрагменты текстов из "Божественной комедии" Данте, "Споре искусств о первенстве" Леонардо, "Гимна Солнцу" Эхнатона и другие классические источники. При этом номинально "По ту сторону тени" - опера, пусть и с поправкой-довеском "мультимедиа". На самом деле, конечно, философские рассуждения о природе искусства в оперном формате - явление абсолютно для жанра традиционное, начиная с позднеренессансного и барочного периода, когда оперы в нынешнем понимании еще не существовало, заканчивая (да и почему заканчивая? продолжая!), скажем, "Каприччио" Рихарда Штрауса, когда от структуры классической оперы тоже мало что осталось. И то, что действуют в опере не "живые лица", не персонажи-характеры, а персонифицированные отвлеченные идеи, символические образы-аллегории - тоже не авангардистская, а скорее неоклассическая, вернее, необарочная модель.

За "искусства" отвечают три женских голоса, "три грации", за "узников пещеры" - три мужских, "тени", восходящие к роденовскому прототипу из композиции "Врата ада". В ответе за все - оркестр, вернее, целых два, которые не видят ни друг друга, ни дирижера, а только его руки посредством телемониторов: одна, для правого оркестра - в белой перчатке, другая - без таковой. В оркестровых эпизодах грации и узников олицетворяют танцовщик и танцовщица - пара, по одному представителю каждой из антагонистичных аллегорий. Все это слишком абстрактно даже для перформанса, а не то что для музыкально-драматического действа, но музыка как раз выручает - редкий для современного академического сочинения случай, когда внешний антураж лишь портит впечатление.

Если честно, оркестровые эпизоды, в том числе и сами по себе, по своей музыкальной фактуре, безотносительно к сопровождающим их танцам, мне показались несколько менее интересными, чем великолепные, просто роскошные трио "граций", "теней" и затем их общий секстет. Может быть, прорыва к невиданным средствам звуковой выразительности в "По ту сторону тени" и нет - обычный современный академический опус, среднего уровня радикализма, во многом облегченный для восприятия, но, само собой, не по меркам туземных ценителей изящного - бабки скрипят и воют, перекрывая оба оркестра, секстет вокалистов и топот танцовщиков: "Нет, я все понимаю, а этого я не понимаю!" Тем не менее, по моему убеждению, вокальная музыка - лучшее, что есть и в партитуре "По ту сторону тени", и в драматургии "оперы", и в ансамбле исполнителей. Я бы позволил себе сказать - не лучшее, а единственное, настолько, к сожалению, непоправимо слабым оказались все остальные составляющие проекта, впервые представленного в 2005 году в Бонне.

Начиная с костюмов - мужчины-"узники" наряжены в пиджаки с "пятнами", стилизованными под компьютерные штрих-коды, и такого же "орнамента" полосатые галстуки: надо полагать, без подобного аксессуара, а также без поддержки видеохудожника и мастера по свету, никому не пришло бы в голову, что современный композитор имеет в виду пещеру виртуальную и цифровую. Выходящие из полупрозрачного подобия ионических колонн "грации", наоборот, одеты в белые платья, пошитые будто по моде театрального авангарда столетней давности, времен "Победы над солнцем" (как эти "юбочки" смотрятся на не очень уже юных исполнительницах - вопрос отдельный). Мизансцена встречи двух трио смахивает на детсадовские игры - "ладушки" и "ручеек" одновременно, после чего, разойдясь по углам сценической площадки и расположившись на ступеньках лестниц, женское трио вместо белых ретро-футуристических нарядов оказывается в простеньких черных платьицах, а парни, типа освобожденные пещерные обитатели - в обиходной одежде, майках и джинсах. Хореография спектакля (тот же безвестный Роберт Векслер) - просто умри все живое. Допустим, певцам придуманы скромные движения, хотя и они могли быть не столь банальными и уродливыми, а танцовщикам стоило поставить нечто более похожее на танец, благо контемпорари данс на нынешнем этапе развития предлагает все возможности. Но мало того - в опере присутствует фигура рассказчика, этот "лектор", разъясняющий суть концепции платоновской "пещеры" - в драматургии либретто персонаж и без того спорный, но в том виде, каким он выведен в постановке - и смех и грех. Я специально потом выяснил, что же за дяденька взял на себя столь неблагодарную миссию - меня уверили (и нет оснований сомневаться), что Михаил Александрович Сапонов - совершенно гениальный ученый, профессор консерватории, завкафедрой зарубежной музыки, но одно его "лекторское" слово уже излишне, а ему еще какая-то "пластическая", "хореографическая партия" придумана - танцевать, по счастью, не танцует, но ручкой делает прямо как наш Аркадий Палыч (которого, кстати, давно не видно - уж не помер ли? да и всем нам долго ли осталось...) - смех и грех. Столь же смехотворны, впрочем, и танцевальные потуги вокалистов (отличных певцов, особенно что касается женских голосов, и среди них легко опознается замечательная Кичигина), да и профессиональные артисты балета, чего там, не блещут. Ну а хваленый свет и прочие "мультимедиа" - вторичные примочки а ля Ф.Декуфле, прошлый век, когда видеоизображение то повторяет, то парадоксально трансформирует отражение и движение человеческого тела. С такими-то "тенями" далеко не уйдешь и из пещеры заблуждений едва ли выберешься.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments