Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Нельсон-месса", симфонии №№ 100 и 95 Й.Гайдна в БЗК: РНО, дир. Федерико Мария Сарделли

Только накануне в ночь окончательно определился и решил все-таки идти на монографический концерт Гайдна и РНО с Сарделли, а не на "Чичикова" Пантыкина в постановке Краснодарской музкомедии на сцене театра им. Сац. Несмотря на Сац, Пантыкина и Краснодарскую музкомедию (кстати, четверть века назад мне довелось посмотреть весь текущий на тот момент репертуар их театра - тогда он производил на меня, неискушенного подростка, некоторое впечатление, интересно было бы сравнить...), я до последнего колебался. Однако "Мертвые души" Пантыкина четыре года назад привозили из Екатеринбурга -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1976680.html

последнее обстоятельство для меня решило дело, типа "я "Гамлета" уже видела". И все же, предпочитая Гайдна Пантыкину и РНО музкомедии Краснодара, самое главное - не пожалеть раньше времени о содеянном. А я же на раз впадают в беспокойство. Успокаивался тем, что Гайдн - один из любимейших моих композиторов (чего о Пантыкине я никак сказать не могу), а "Нельсон-мессу" (в отличие, опять-таки от "Мертвых душ" Пантыкина) я никогда не слышал. Да и 100-я, и 95-я среди "лондонских" симфоний Гайдна далеко не самые затасканные.

Правда, в Соль-мажорной 100-й, с подзаголовком "Военная", оркестру не хватало блеска, живости, в первой части дело портила некоторая невнятица у деревянных духовых, да и темп мог быть побыстрее, хотя, конечно, "милитаристский" колорит для Гайдна - элемент ироничный, игровой, и проявляется прежде всего во второй части (маршевый ритм, фанфары под конец) и, пожалуй, в менуэте (бодрее обычного, хотя в 94-й менуэтец тоже забойный). К тому же Сарделли, желая, видима, добавить "воздушных камер" в достаточно плотную партитуру, "пересолил" с цезурами, что отчасти разрушало ритмическую структуру, а между экспозицией и разработкой первой части сделал такую паузу, какие на руси и между частями симфоний брать неосторожно - захлопают старухи (впрочем, на этот раз какие-то пришибленные колхознички понаползли против обыкновения).

Вообще манера у Сарделли - близкая к плетневской, с присущими последнему как плюсами, так и минусами. 95-я до-минорная симфония, по-моему, в целом удалась лучше, за исключением несколько скомканного финала - может быть, за счет более располагающего, чем в 100-й Соль-мажорной, к раздумью и где-то даже тревоге общему настроению, прежде всего опять-таки в некоторых вариациях второй части (а вторые, медленные части у Гайдна обычно и несут главную "концептуальную" нагрузку) и в менуэте. Замечательно прозвучало в среднем разделе третьей части виолончельное соло. Но в любом случае Гайдн, наряду с Россини и Прокофьевым - самый "энергетичный" композитор, от его симфоний буквально заряжаешься электричеством.

Но только на "Нельсон-мессе" (Missa in Angustijs) это проявилось в полной мере. Далеко не всегда РНО везет хотя бы с мало-мальски приличными солистами, а тут ансамбль подобрался вполне достойный. Неплохая, разве что немного визгливая сопрано Джоанн Линн из Великобритании, очень немолодая, но хорошо показавшая себя в последней, шестой части "Агнус Деи" меццо Мария Горцевская, тенор Алексей Неклюдов, от которого многого не требовалось, и бас Максим Кузьмин-Караваев, к моему огорчению заменивший изначально заявленного Олега Цыбулько, но тоже терпимый, и даже вытянувший ответственное соло в "Мизерере". РНО и вокальный ансамбль "Интрада" отработали на отлично. Благодаря дирижеру в Мессе все исполнители как будто соединились в один организм. А музыка - невероятная, такой материал достаточно не испортить - и уже событие эпохальное.

Ораториальные сочинения Гайдна редко исполняют, оттого они не считаются шлягерами, как "реквиемы" Моцарта или Верди, а в той же "Нельсон-мессе" каждый кусочек, если в него вслушаться (в кои-то веки публика БЗК позволила это сделать!) - золотой, и ни одной нет ненужной нотки, все так просто, ясно, лаконично, и вместе с тем глубоко, фундаментально, серьезно, а несмотря на серьезность - иронично, Гайдн не теряет юмора даже в сочинениях на, казалось бы, совсем тяжеловесные, монументальные темы (вроде Сотворения Мира), всегда находит, в рамках строгих классических канонов (которые сам же и сформулировал) повод для иронии, для остранения, и как это у него, включая суровые латинские молитвы, выходит непринужденно, да просто весело - музыка Гайдна не просто доставляет удовольствие, она по-настоящему, по-хорошему "заводит", другого такого композитора, ну кроме Прокофьева, в истории человеческой цивилизации и не отыскать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment