Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Лев" реж. Хозе Пинейро, 2003

Самый известный фильм в карьере далеко не юного режиссера - криминальная драма "Не будите спящего полицейского" с Аленом Делоном (1988). В "Льве" у Делона - тоже главная роль: Джон Буллит, "администратор", то есть руководитель службы егерей в африканском заповеднике, куда приезжает французский журналист, любитель дикой природы. У Буллита есть дочь-подросток, и его жена мечтает о другой жизни для девочки. Ее расчет - в том числе и на журналиста, который поможет ей выпихнуть дочь из любимой Африки в Европу, в "большой мир". Но для этого должен исчезнуть любимый лев девочки по кличке Король - она его нашла малышом, выходила, но лев остался и рос свободным, не превратился в ручного котенка, зато дочка к нему привязалась, как кошка. Тем временем к землям, которые оберегает от безжалостно истребляющих поголовье носорогов местных браконьеров-негров Джон Буллит, подбираются мятежники мао-мао, несущие белым людям смерть. И вот это обстоятельство в сценарии на основе романа Жозефе Кессел - несомненно, самое любопытное, оно перекликается проблематикой с недавними фильмами Клер Дени, с романами Дж.М.Кутзее. Только старомодное благодушие актеров, исполняющих главные роли (Ален Делон, Анушка Делон, Орнела Мути) превращает их персонажей перед лицом реальной опасности в каких-то недоумков. А между прочим, в отличие от многих других, более свежих картин на тему межрасовых отношений, герои "Льва" живут не у себя дома - они европейские порядки прививают дикарям на их собственной земле. Нельзя, мол, носорогов убивать - но африканцы всегда убивали, пусть и не ружьями, полученными от европейцев, а подручными средствами, но когда африканец говорит журналисту: "если убивать животное нельзя, а хочешь на него посмотреть - значит, ты дурак?" - по-своему прав в данном случае скорее дикарь, чем безмозглый пришлый француз. И вот эта мелодраматическая шняга с элементами "романа воспитания", построенная на архаичной и сегодня почти неприличной парадигме, где "белый человек", "старший брат", "хозяин мира" несет свое бремя и добром, подкрепленным силой, внушает недоразвитым негритятам основы человеческого мышления и мировоззрения (с переменным успехом и не без риска для собственного благополучия), вместо того, чтоб умилять, вызывает лишь недоумение. Особенно если вспомнить такие недавние кинопроизведения "Бесчестье" и "Белый материал", и понять, чем эти бесплодные усилия цивилизации по обращению дикарей в человеческий облик заканчиваются - прежде всего для самих цивилизованных людей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments