Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Les Arts Florissants" и "Le Jardin Dex Voix" в КЗЧ, дир. Уильям Кристи: Гендель, Вивальди, Гайдн

У "Цветущих искусств" бывают программы и костюмированные, практически театральные спектакли, хотя это все равно игра, стилизация, как было последний раз, когда ансамбль выступал с двумя операми Рамо:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2966320.html

"Итальянский сад" ближе к концертному формату, театрализация минимальная и легковесная, атрибутика предельно скромная (декоративная и переходящая, как эстафетная палочка, "стрела амура" с красным оперением, и во втором отделении - вязание в цветах флага итальянской республики), мизансценирование - примерно на уровне музыкально-пластических перформансов Елены Болдиной-Мазох, связь между номерами чисто условная и почти случайная, хотя установка на целостное действие присутствует. Но даже эпитет "итальянский" здесь характеризует только язык, на котором поют вокалисты, тогда как по материалу и культурно-географическому разбросу репертуар гораздо шире, хронолого-стилистически далеко выходит за рамки итальянского барокко и включает в себя образцы от французского Ренессанса (прекрасный мадригал Жака де Верта) до венского классицизма (Гайдн и Моцарт), а на первый из двух бисов выдали еще и Россини, секстет из "Севильского цирюльника". Но 19-й век - это все же довесок, основа - от 16-го до 18-го. Сквозной темой служит сюжет о Роланде-Орландо - фрагменты из опер "Орландо" Генделя, "Неистовый Роланд" Вивальди, общий финал из "Роланда-паладина" Гайдна. Правда, во втором отделении преобладала "побочная тема" - внутритеатральные дрязги: "Импрессарио в затруднении" Чимароза, "Импрессарио с Канарских островов" Сарро, "Певица" Гайдна - так что после первого, лирического, меланхолического, где-то трагического, второе было наполнено юмором и иронией.

Но прежде всего логическая последовательность в построении концерта-спектакля прослеживалась не только на уровне общей концепции: в первом отделении молодые люди и девушки как бы делятся своими переживаниями, преимущественно любовными (два крупных эпизода из кантаты Алессандро Страделла "Академия любви"), во втором разыгрывают закулисные интриги. Вспоминается "Декамерон" Бокаччо, но эта ассоциация весьма отдаленная, да и мало что добавляет к букету роскошных арий, речитативов, кантат и целых оперных сцен, исполненных участниками "академии молодых певцов" под названием "Сад голосов". Все это звучит слишком сладко, даже приторно - "сад голосов" и "академия молодых певцов" в сочетании с "академией любви" и проч., но что касается музыки - уровень более чем приличный. Особенно поразил прекрасный контртенор Карло Вистоли, в первом отделении - арией из "Орландо" Генделя, во втором - развернутой кантатой Никола Порпора (если б еще спонсорские уебищные детишки-переростки на ней базарили поменьше - вышло бы просто идеально). Меццо-сопрано Леа Десандр удачно спела арию из оперы "Оттон на вилле" Вивальди и вместе с неровным, но подвижным и обаятельным баритоном Джоном Тейлором Вордом - интермеццо из "Импрессарио с Канарских островов". Чуть слабее остальных - тенор Николас Скотт, но в ансамбле с меццо Люсией Мартин-Картон, Леа Дезандр и Ренато Дольчини квартет из "Певицы" Гайдна и он показал себя молодцом, хотя в речитативах и ариях - менее убедительным. Единственным полноценным барочным шлягером вечера предсказуемо оказалась ария "Lascia la spina cogli la rosa" из оратории "Триумф времени и разочарования" (в данном случае перевели "...и Правды") Генделя, однако сопрано Люсии Мартин-Картон здесь не хватало элементарной насыщенности тембра, да и просто вокального опыта, который не заменишь проникновенностью интонаций и свежестью голоса - достаточно вспомнить, как этот шедевр-бриллиант поет Чечилия Бартоли: будто для нее написан и никем другим никогда не исполнялся.

Изысканный и эксклюзивный подбор материала (отрывки из мадригальных комедий Адриано Банкиери и Орацио Векки, оперные сценки Чимароза и Порпора, с одной стороны, а с другой - Гендель, Вивальди, Моцарт и Гайдн), да еще в более чем достойном воспроизведении делает выступление "Цветущих искусств" и "Сада голосов" событием, несомненно, значительным. Тем не менее игровые, ироничные приемы, которыми определяется принцип построения театрализованного концертного вечера - палка о двух концах: они позволяют объединить разрозненные куски в относительно целостное действо и придать ему спонтанности, ненавязчивости - но и провоцируют обезьян, без того настроенных на буйство, к столь активному поведению, что уже сами музыканты порой чувствуют себя на сцене лишними. Во всяком случае, выступая перед русскими, Уильяму Кристи, который стал ездить регулярно и часто, следовало бы иметь сие обстоятельство в виду, чтобы не приходилось посредством ведущей из-за кулис обращаться к московским ценителям изящного с повторными и все равно безрезультатными увещеваниями насчет корректного поведения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments