Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"22 минуты" реж. Василий Сериков

Боевик про захват сомалийскими пиратами танкера "Московский университет" от безвестного режиссера, до этого снимавшего двадцать лет примерно ту же хрень, только в сериальном формате, вроде как основан на "реальных событиях", имевших место в 2010-м, но понятно, что фильм ориентирован не на пресловутые события, а на позднесоветскую классику жанра типа "Пираты 20-го века" или "Тайны мадам Вонг", только даже на излете, в 1980-е, то кино отвечало минимальным требованиям качества, и крупным актерам уровня, скажем, Армена Джигарханяна, сниматься в нем было не стыдно. Но с тех пор Джигарханяну совсем уж ничего не стыдно, а нынешним сценаристам с режиссерами подзаработать на православно-фашистской халтурке и подавно - милое дело. Странно, что "22 минуты" обошлись без Джигарханяна, зато есть Александр Галибин и Виктор Сухоруков, первый играет капитана танкера, второй - командира морских пехотинцев, танкер освобождающих, причем у персонажа Сухорукова есть любимая белая кошечка, что делает его больше похожим на классического пирата, чем главарь сомалийцев с его порезанной зверской мордой.

Ну а главный герой - морпех Саня Ежов, оказавшийся на захваченном африканцами-мусульманами танкере аккурат после того, как получил письмо от невесты с новостью, что она выходит замуж. Далее Саня вспоминает, что накануне ухода на службу пытался свою невесту завалить на койку, а она мало того, что не дала, так еще и обиделась - хотя как можно обижаться на героя? Об этом и фильм - Саня в одиночку, пока команда танкера во главе с Галибиным заперта в трюме и держит оборону, десантники во главе с Сухоруковым и его кошечкой готовятся к штурму, ожидая приказу, а "наверху" военные совещаются с представителями компании-судовладельца, не желающей платить пиратам выкуп и создавать прецедент (за что - за возможность лишний раз повоевать, то есть - военные бизнесменам страшно благодарным на самом деле), не только готовит благоприятные условия для взятия танкера десантниками на абордаж, но и успевает подружиться с негритенком-мусульманышем, тайным рэпером по кличке Калаш, названного так родителями в честь славного русского оружия (ислам же запрещает слушать музыку! а Калаш втихомолку не только слушает, но и сам пишет), переманить его на свою сторону (что становится особенно просто после того, как пираты приемного отца Калаша за пьянку спустили к воде, где ему ноги отъела акула - а они сказали, что Аллах покарал грешника), и хотя Калаш в итоге погиб, но не зря, а тоже за великую россию.

Саню Ежова играет Макар Запорожский, блиставший, как это водится у студентов мастерской Олега Кудряшова, еще в дипломных спектаклях ГИТИСа, сейчас играющий одну за одной премьеры в театре Маяковского, снимающийся немало в сериалах и не самых бросовых. Выбор продюсеров понятен: человекообразная мужественность типажа Запорожского на русской почве почти не встречается. Но зачем преуспевающему молодому актеру нужна была такая позорная строка в творческой биографии, необъяснимо. Неужели такие великие деньги платят плюс расчет на то, что говнятину, на производство которой ушло около трех лет, а в прокат она совсем не выходила и не метровых телеканалах не крутилась, никто никогда не увидит, подзаработать лишние три копейки можно, а ущерба репутации ноль? Напрасно, кто-нибудь все равно увидит, вот я же увидел. Помимо Сани Ежова в фильме представлены и другие десантники, и среди них - братишка с характерной для героев духоподъемных православно-фашистских драм и дореволюционных, и советского, особенно сталинского периода, и нынешних образчиков того же жанра фамилией - Могила. Все они лихо втыкают ножи в горло зазевавшимся африканцам, потому что стрелять нельзя, иначе газ в танкере может взорваться, да и олигархам-газовикам урон наносить не стоит, они ведь не африканцы, цацкаться не будут, им еще жену надо содержать в Майами, любовницу в Монако, детей в Лондоне и родителей на юге Испании - в общем, десантуре и гражданским морякам есть за что отдавать свои никчемные жизни. За славу русского оружия, я имею в виду - чтоб негритятам и дальше в честь автоматов Калашникова имена давали.

Помимо затхлых застойных и раннеперестроечных примеров, перед глазами новый, американский, тоже "на реальных событиях" пересочиненный - "Капитан Филлипс":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2721156.html

И сравнивать - не по качеству, это невозможно - а по мировоззренческому подходу "Капитана Филиппса" с "22 минутами" очень любопытно. Американцы, пускай тоже с преувеличением, доходящим до откровенного лицемерия, любым способом стараются оправдать захватчиков - они бедные, они черные, они не виноваты, их тяжелая жизнь вынудила. И побеждая, американцы сочувствуют побежденным, сознавая свое моральное, техническое и, главное, цивилизационное, антропологическое превосходство. Русские тупо режут противника, а когда вынуждены отпустить пиратов восвояси, поскольку нету антипиратского закону, тот же Саня Ежов, прежде чем в телеинтервью передать привет, поклон и свою любовь неверной невесте (которая, глядя телевизор, тут же сдергивает фату и в раскаянии бросает нового жениха ради прежнего) подкладывает "освобожденным" бандитам в лодку гранату - до берега те так и не доплыли, напрасно один из русских завидовал: "Везет неграм, скоро дома будут" (он так и говорит, "неграм" - чего тоже в американском фильме представить невозможно). И парадоксальным образом выходит, что в скороспелой дружбе-единении русского морского десантника с недоделанным черножопым рэпером-мусульманином нет ничего сверхъестественного - один звереныш побратался с другим, так сложились обстоятельства, в других бы они порезали друг друга за секунду, а здесь, когда за 22 минуты (фильм длится немного дольше, но на минимум полного метра натянут едва-едва) надо отвоевать танкер от пиратов, они друг друга успевают и понять, и простить, и чуть ли не полюбить, пока невеста в размышлении. Конфликта цивилизационного между русскими десантниками и африканскими пиратами ведь нету - спонтанная звериная разборка, в основе которой - чужие обеим сторонам интересы. И коль скоро верх берут русские (а в русском фильме могло ли быть иначе?), они себя с пиратами ведут так же, как пираты - с захваченными заложниками и их имуществом. Не цивилизация же победила дикость - одна дикость взяла верх над другой. А цивилизация перед лицом этой разномастной дикости шансов на победу не имеет - американцы негров и неграми-то назвать побоялись бы вслух, а не то что бомбу разоруженным пиратам в лодку подложить, если не в "реальных событиях", то в кино уж определенно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments