Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Черт с портфелем" реж. Владимир Герасимов, 1966

Никогда раньше не слышал про этот куцый, как будто порезанный (не исключено, что так и было), но крайне любопытный фильм - сатира почти на уровне выпущенного двумя годами ранее "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!", при этом - без нарочитых метафор, без демонстрации режиссером собственного эго в каждом кадре. Главный герой - фельетонист провинциальной газеты "Радуга" Михаил Макаров, "храбрый портняжка", с подачи активной колхозницы (обаятельная Надежда Румянцева) изобличивший нерадивых хозяйственников, сгноивших картошку, план по которой оказался неожиданно перевыполненным. Смелый журналист, едва оказавшись в кресле редактора и покопавшийся в картофельном деле, обнаруживает, что если кто и виноват в пропаже урожая - то те самые несчастные колхознички, что сдуру перевыполнили план. Потому что в плановом хозяйстве все должно идти строго по плану, а если не идет - то урожая пропадает, а виновных нет, все действовали в соответствии с распоряжениями, установлениями, сложившимся порядком. И высмеивание отдельных недостатков неожиданно оборачивается приговором экономическому (ну только что не политическому) устройству государства.

Романтическая линия журналиста и колхозницы, едва завязавшись, обрывается: девица, распродав на рынке лишнюю картошку по сходной цене, пришла в редакцию с бутылкой шампанского отпраздновать победу справедливости, а ей от ворот поворот. Зато в фильме лишний раз показан, каким был статус журналиста, даже самого захудалого, в то время. И "Черт с портфелем" в этом плане - один из многих, не самых известных примеров, а можно вспомнить и более громкие, где малоизвестный сотрудник газеты приравнен к ревизору с секретным предписанием, что иногда решалось в комедийном, водевильном ключе ("История с метранпажем" Вампилова - там речь даже не о журналисте, но о персонаже, ошибочном принятом за такового), а иногда в драматическом ("Вечерний свет" Арбузова - кстати, спектакль Виктюка 1970-х годов собираются на днях показать к юбилею Жженова).

Но вместе с тем в картине масса прекрасных побочных деталей, связанных с журналистской профессией. Чего стоит только один монолог главного героя, вернее, его диалог по телефону с позвонившей с редакцию "звездой" местных подмостков: "Мы написали, что ... старейшая актриса нашего театра? А на самом деле это вы старейшая? А сколько вам лет? Сколько?! Ну хотите, мы дадим опровержение? Ни в коем случае?" Театральность, водевильность и в "Черте с портфелем" проявляется на каждом шагу: несчастный хозяйственник Федулов, на которого поначалу планировалось повесить ответственность за сгнившую картошку (очень яркий был артист - Юрий Медведев, к старости играл много в детских фильмах, сегодня совсем забыт, к сожалению) едет разбираться с фельетонистом в костюме Мефистофеля, напяленном для любительской театральной постановки. Жена Федулова - просто какая-то полоумная Мерчуткина из чеховского "Юбилея", придурковатая кляузница. Еще один уморительный эпизод - в редакцию приходит местный художник: выставку не посещают, народ в дождь сидит по домам - напишите разгромную рецензию, обругайте, обзовите абстракционистом, чтоб пошли!

О фильме в целом трудно судить по оставшемуся от замысла варианту - невозможно представить, что его композиционные проблемы - следствие недомыслия авторов, наверняка сработали в первую очередь внешние, цензурные факторы. Потому что не могли создатели настолько блестящих диалогов - сценаристы Эсфирь Буранова и Василий Катинов (при том что фильмография обоих на удивление скудна, состоит из пары безвестных короткометражек и "Чертом с портфелем" 1966 года вовсе обрывается) - столь слабо выстроить элементарный, в общем-то, сюжет. А диалоги - просто песня, их можно даже растащить на отдельные интермедии (как у Эрдмана) и использовать отдельно как основу для эстрадных номеров.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments