Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Дом. Эрос. Вера", Арт-группа «Honey and dust», Словакия, реж. Андрей Калинка, Иван Мартинка

Словацкий спектакль, по форме и жанру близкий к музыкально-пластическому перформансу, также ближе и к "кукольному театру", чем большинство представлений, номинально проходящих по данному разряду. В постановке задействованы по меньшей мере три деревянных антропоморфных персонажа: мужчина и женщина - из реек и тряпок, туловища на шарнирах обозначены схематично, а головы и лица, наоборот, с необычайной детализацией и выразительностью черт; старуха - тоже голова, не сразу возникающая из какой-то "мочалки", но эта кукла, кстати, самая занятная, у нее и руки из папье-маше, издающие при жестикуляции жуткий, нечеловеческий звук; а еще - птица, скорее всего аист или журавль, состоящая из клювастой головы, набора хвостовых перьев и, вдобавок, "пищалки-кричалки", по звуку довольно неприятной, но используемой аккуратно, без лишнего усердия. Композиционно 80-минутное действо состоит из нескольких "картин", "антракта" (спектакль играется без перерыва, под "антрактом" надо понимать опять-таки музыкально-пластическую интерлюдию) и эпилога. Основные "картины" отсылают к псалмам либо к посланиям апостолов, но непосредственно действо разыгрывается под стихи и песни вокально-инструментального трио в составе: аккордеон, контрабас, гитара, - исполняющего нечто вроде давно приевшегося "балканского" рок-н-ролла.

В общем, на этническом колорите почти все и построено, хотя помимо песен и кукол, с помощью которых актеры сами или посредством деревянных персонажей имитируют некие невнятные притчевые мини-сюжеты на темы мужского-женского, семьи и рода, человека в мире и прочие абстракции, задействованы панели из прозрачного пластика, на которые расплескивается, только кистью или с помощью трафарета, красная краска, и пружинный остов матраса без обивки, но с детской атрибутикой, куклами и игрушками, внутри. А еще хлебный каравай, который извлекается из мертвого кукольного тела, подкладывается ему под голову и затем разламывается на куски для раздачи каждому сидящему в зрительном зале. Ход с хлебами оказался еще более предсказуемым, чем все остальное - во всяком случае, едва я увидел, как из куклы достают каравай, мне окончательно стало ясно, к чему идет дело, да, впрочем, и до того было понятно: еще до начала основного действия по полу разложены ломти хлеба, будто человеческие следы.

В объеме десятиминутного концертного номера сочинение "Дом. Эрос. Вера" мог бы производить куда более благоприятное впечатление. Скажем, съемные кукольные головы-маски, притороченные к туловищу исполнителей, в танце смотрятся весьма эффектно. Но в целом вторичные пластические и предметные метафоры псевдоэтнического и псевдоритуального происхождения, размазанные почти на полтора часа, наводят лишь тоску и уныние.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments