Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Духless-2" реж. Роман Прыгунов

Единственное, что меня зацепило и, признаться, немного удивило - образ Ромы Белкина в исполнении сербского юноши Милоша Биковича. Юноше, положим, под тридцатник, 27, если быть точным, и впечатление великого актера он не производит, хотя у себя Балканах типа кинозвезда, снимавшийся еще и в "Солнечном ударе", хотя там я его совсем не помню, но это все не так важно. А важно, что его персонаж - скороспело преуспевший хипстер-еврей (нигде в фильме не сказано, что еврей, но фамилия Белкин и имя Роман на то мягко, нежно намекают; да и кем еще в великой, вставшей с колен России может оказаться разворовывающий госбюджет моложавый прощелыга, если не жиденком? для того и выписали иностранца на роль) - и его функция в схематичном до смешного сюжете от псевдописателя С.Минаева позволяет понять кое-какие моменты, которые фильм в целом, наоборот, по возможности затуманивает, наводя благодушный патриотический морок.

Именно Рому Белкина, неудачно попробовавшего себя в виндсерфинге, вытаскивает из океана на сушу и на беду обросший бородой Максим Андреев, герой неизменного и на глазах выходящего в тираж Данилы Козловского. Максим после того, как ловко сбежал от ареста и обвинений в растратах-хищениях под конец первой серии, уже три года живет на Бали. Трахает баб вплоть до дочери местного "вождя", катается на волнах и на байке, выпивает в баре, который содержит эмигрант из Нормандии, персонаж Доминика Пинона - да-да, в любом уважающем себя руссо-патриотико-блокбастере обязательно должен появляться более-менее узнаваемый в мировых масштабах западный актер на эпизодической должности. С французом русский братья навек, но приходит косоглазая полиция, обнаруживает у Андреева в двухэтажной хижине пакет с кокаином, а секретарь посольства выкупает Макса (за счет продажи его движимаго же всем и недвижимаго), увозит в Москву, где его сразу лишают паспорта и под угрозой возобновления старого уголовного дела заставляют идти к Роме Белкину наниматься в сотрудники, а фактически - в стукачи.

Так вот, Рома Белкин. А Рома Белкин, когда они с Максом Андреевом еще расслабленно выпивали на Бали, говорил герою, что в Москве "теперь другие волны и их надо седлать". В том смысле, что молодым везде дорога, с коррупцией сражаются не на жизнь, а на смерть, ну и главное - технологии, инновации, стартапы там, прости, Господи, всяческие. Как раз Роме достались "Росинновации" - госкорпорация, финансируемая Кремлем и возглавляемая просвещенным западником в исполнении благообразного Владимира Симонова. Под которого, увы, копают нечистые на руку силовики, подзуживаемые неким совсем уж невнятным господином, вхожим в Кремль - но в Кремле (обобщенно воплощенным папой режиссера и некогда весьма неуживчивым в профессии, но популярным, а ныне мирным пенсионером, только на высокопоставленных безликих персонажах и подвизающимся в свободные от занятий живописью минуты Львом Прыгуновым). Но самое интересное - сколь ни отвратительна вертикаль интриганов, а копают они не на пустом месте, и прилизанный, приторный Белкин оказывается-таки вором, уводящим деньги, выделенные на развитие инновационных проектов. Правда, сообразительный Макс Андреев подсуетился и с помощью одного из таких проектов, связанных с "цифровыми деньгами", собрал на Рому компромат да и сдал его с потрохами ментам, даром что те еще продажнее, чем любой менеджер-еврей. Потом сразу усовестился немножко и предупредил Рому об опасности - тот успел сбежать, и лишь девушка 24-летняя, из Саратова приехавшая и успешно делавшая карьеру под Ромой (во всех отношениях), брошенная им на ходу, запуганная и преследуемая ментами, попала под машину. Насмерть.

Что еще забавно в истории, сочиненной Минаевым (если считать, будто в этой истории есть хоть капля оригинальности) - за помощью Макс Андреев, на которого уже объявлена ментовская охота, приходит к своей бывшей подружке. Он с первой новой встречи ее преследовал, но прежняя активистка теперь замужем за крутым бизнесменом и занимается благотворительностью, больным детям помогает (как это мило, а главное, как свежо! но в этом, пожалуй, сценаристы не приврали, поворот характерный, узнаваемый), а заодно соглашается помочь и Максу. В ночь на утро созывает пресс-конференцию в своем фонде, где Макс, при стечении колоссального количества отважных независимых журналистов обнародует собранные беглым евреем Ромой и переданные погибшей саратовской девушкой компрометирующие данные о полковнике-вымогателе. И все, интрига сразу разваливается, коррупционеры арестовываются, честный Макс Андреев живет и ходит по улицам Москвы в полной безопасности. А однажды, как раз прямо посреди улицы (вернее, переулка Сивцев Вражек) его тормозят суровые ребята и сажают в бронированную тачку. В размытом профиле неназванного персонажа из тачки, не проронившего ни слова, прототип, не маскирующийся отныне под Бэтмена (как в первом фильма - а все же без Путина опять никуда!), угадывается еще легче, чем Евгения Васильева - в героине Кристины Бабушкиной, после секса читающей стихи собственного сочинения сожителю-полковнику (персонаж Сергея Бурунова выходит тоже естественным образом комическим). И вот уже недавний уголовник беспаспортный Макс Андреев выступает на митинге перед толпой с флагами типа "сим победиши", ну или там "Россия вперед", неважно. А духлесское чудовище Рома сидит на берегу в Бали и смотрит на чужие волны, пока Максимус возвышается над вооруженным лозунгами электоратом. А выборы, конечно, будут честными, и главное, герой после всего, что с ним случилось, в это верит, типа "в Россию можно только верить".

Как говорят старые интеллигенты - если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло. Но в данном случае пожалуй что и известно. В зале ржут зрители, и я представляю, как ржали члены группы на съемочной площадки, а уж как ржал Сергей Минаев, когда высасывал из пальца все это - даже представлять не хочу, достаточно увидеть его раскормленную будку в одном из эпизодов за столом деловых переговоров. Признаться, у меня осталось много мелких, технических вопросов по сюжету (наверное, недостаточно внимателен был к деталям, увлеченный макро-концепцией), начиная с того, был ли несчастный случай с горе-утопленником Белкиным тоже ментовской подставой, как и все остальное с самого начала случившееся с Максом, или все-таки непредвиденная случайность вызвала последующую цепочку закономерностей; заканчивая тем, до какой степени виновен или чист персонаж Владимира Симонова, и чем именно он не хотел делиться с проворовавшимся полковником - награбленным добром или казенными средствами, предназначенными для великого дела? Но гораздо больше и намного серьезнее сомнений по существу вопроса. Требовать от фильма Романа Прыгунова жизнеподобия или хотя бы просто мало-мальски терпимого качества - все равно что от госкорпораций ожидать, чтоб они занимались разработкой и внедрением новых технологий. Они не для этого работают - ни технологические корпорации, ни кинокомпании. Как и менты, как и чиновники - тоже не для того, что управлять порядком и поддерживать его. Цели другие, а вернее, цель, одна на всех - наворовать и съебаться. Менеджеры госкорпораций, менты, те, кто над ментами, и те, кто над теми, и либеральные правозащитники, которые всех разоблачают, тоже, а уж писатели и кинематографисты - в первую очередь - имеют перед собой одну только цель в доме, который построил Джек - наворовать и съебаться. И каким же надо быть злодеем-человеконенавистником, чтоб осуждать их за моральную готовность и техническую способность отщипнуть от паршивой русской овцы клок, хотя бы и последней, чтоб устроиться на Бали, пока русские плещут лозунгами, ходят на выборы и сдают своим корпоративным менеджерам мясо, шкуру, рога с копытами?

С другой стороны, если подходить к проблеме с серьезностью и энтузиазмом шукшинских чудиков, трудно не подумать о том, что птицу-тройку снова оседлали чичиковы, накупившие мертвых душ. Персонажи Козловского (топ-менеджер и стукач, проходил по делу о хищениях в особо крупных размерах, сдал подельников и возвысился) и Ворожцова (мелкая ментовская сошка, прессовал персонажа Козловского, стряпал фабриковал дела, подставлял невинных, в том числе с летальным исходом, сдал начальников и возвысился) - прекрасное, высокодуховное будущее "великой россии", а назидательность какая! И главное - не то что там в очернительских поделках на потребу международным фестивалям, а со светом в конце тоннеля, с надеждой, с верой, с любовью к родине - вот ведь что важно иметь в виду, когда присосался к бюджету. Все это действительно очень смешно, ну кроме разве что Доминика Пинона, и то - в сравнении с Дени Лаваном, которому пришлось спину Михаила Пореченкова в "Поддубном" массировать, Пинон еще дешево (в смысле - дорого) отделался. Просвещенные критики, однако, сквозь слезы умиления расхваливают картину, уверяют, что второй "Духлесс" еще лучше первого
(http://users.livejournal.com/_arlekin_/2390789.html), и вообще - новое слово в жанре политического триллера. Впрочем, они тоже в описанной пищевой цепочке не последние глисты.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments