Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вальтрауд Майер и ГАСО в КЗЧ, дир. Андрей Борейко: Франк, Шоссон, Сибелиус

Как ни странно, мировую звезду Вальтрауд Майер я уже слышал - в 2012 она пела в КЗЧ Вагнера:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2413973.html

А вот Андрея Борейко - кажется, никогда, при том что это имя мне знакомо с детства: несколько лет Борейко работал с ульяновским оркестром, но я тогда был совсем маленьким и его не застал, только туземные ценители изящного еще долго вспоминали о нем, находя в Борейко не столько даже выдающегося дирижера, сколько оценив в качестве организатора нестандартных по местным меркам программ. Потом даже отец-основательно ульяновского оркестра Эдуард Серов, бывало, наезжал с разовыми выступлениями, а Борейко нет. В Москве он выступает изредка, но почему-то до сих пор я на его концерты не попадал. Да и сейчас, понятно, привлекли меня скорее Майер и Шоссон, вернее, оба имени в комплекте, поскольку Майер пела Шоссона.

Эрнест Шоссон - один из любимых моих композиторов, а исполняют его музыку, за единственным исключением, поэмы для скрипки с оркестром, крайне редко. До сих пор помню, как в РЗК играли двойной концерт Шоссона для скрипки и фортепиано (за роялем - Вадим Холоденко), хотя прошло много лет. А уж чтоб Шоссона пели, да еще вокалисты уровня и масштаба Вальтрауд Майер - событие необычайное. При том что "удельный вес" вокала Майер в концерте оказался не так уж велик: "Поэма любви и моря" (1892) для голоса с оркестром на стихи Мориса Бушора - трехчастный цикл, где вторая часть - небольшая чисто оркестровая интерлюдия, и лишь первая с третьей - вокально-симфонические, впрочем, это весьма развернутые лирические монологи в сопровождении оркестра. Музыка совсем иного плана, нежели запомнившееся по прошлому разу исполнение Майер "Пяти стихотворений Матильды Везендонк". Первая часть, "Водяной цветок" - изысканно-пластичная, обволакивающая, третья, "Смерть любви" - с драматической кульминацией в середине, проникновенная, но тоже почти не выставляющая эмоций напоказ. Вальтрауд Майер показала материал идеально - всю красоту и нежность вокальной партии, но также и собственный голос, вкус, культуру.

Открывал концерт оркестр фрагментом "Психея и Эрос" из симфонической поэмы Франка "Психея", задавая первому отделению настрой на поздний французский романтизм, но мне показалось, за ровным и гладким оркестром потерялось, если оно вообще было в партитуре, какое-либо содержание, такая музыка хорошо бы пошла фоном - безмятежное сладкоголосие, в малых формах, правда, приемлемое. Во втором отделении Борейко с ГАСО исполнял Вторую симфонию Сибелиуса. Симфонии Сибелиуса - вообще неблагодарные сочинения. Борейко ловко уходил от избытка пафоса, от выпирающего порой из партитуры "национального колорита" отдельных мотивов, но попытка максимально обыграть темповые и звуковые перепады, особенно в первых двух частях, по-моему, вышла симфонии боком, в единое целое с какой-либо сквозной мыслью она не сложилась, распавшись на многочисленные мелкие эпизоды, как ни удачно они в отдельности оказались исполнены.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments