Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Золушка" Ж.Помра в театре "Практика", реж. Марфа Горвиц

Хотя очень авторитетные люди утверждают, что Жоэль Помра - выдающийся современный драматург и чуть ли не новый Чехов, а "Золушка" - одна из вершин его литературного творчества, мне еще ни разу не довелось убедиться в его великих художественных достижениях: что собственные постановки Помра, что попытки ставить его на русскоязычной сцене (а в "Практике" до "Золушки" брались за его "Пиноккио") мне кажутся, при всех вроде бы сложностях и тонкостях драматургии, вторичными и банальными. "Золушка", допустим, чуть менее обычного банальна - и тем не менее. У Помра героиню настолько травмировала потеря матери, что когда отец нашел другую женщину, унизительная роль падчерицы-замарашки, статус изгоя Золушка присваивает себе практически добровольно - отчасти из комплекса, отчасти из протеста. Что, впрочем, не возвышает "мачеху" и "сестер" - в спектакле Марфы Горвиц они современные разбитные лохушки, не совсем карикатурные (тут, конечно, до вышедшего в прокат фильма Кеннета Брана спектаклю "Практики" далеко), но все-таки малоинтересные, как, собственно, и родной отец. Кстати, молодящаяся мамаша не просто старается выглядеть "сестрой", а не родительницей, но еще и навязывается сама принцу. В качестве феи выступает вечно курящий рассказчик за пюпитром с текстом пьесы (Алексей Розин). Инфантильный, в коротких штанишках принц (Филипп Гуревич), наоборот - типаж достаточно традиционный, и их с Золушкой скорая неожиданная близость обусловлена сходством предысторий: отец-король говорит принцу, что мама уехала и с тех пор в течение десяти лет не может вернуться из-за забастовок на транспорте - а на самом деле она умерла. (Прикол с "забастовками" в русскоязычном контексте может показаться совсем диким, но в Европе, особенно во Франции, воспринимается с куда большим пониманием - десять лет, конечно, это гипербола, но опоздать, например, в парижский аэропорт в период транспортной забастовки ничего не стоит).

Честно сказать, меня сильно раздражали метафоры вроде "стеклянного дома", в который к "мачехе" перебирается отец с Золушкой - по-моему, это очень примитивно. Да и в целом пьеса по-настоящему оригинального взгляда на хрестоматийный сюжет не предлагает, Помра лишь ограничивается вариациями на тему в приевшемся формате психодрамы. Значительность и в известной мере эмоциональную мощь спектаклю придают не достоинства пьесы, а исполнители двух главных персонажей. Надежду Лумпову я впервые увидел третьекурсницей ГИТИСа в роли Нелли из "Униженных и оскорбленных" Достоевского, и вот это было откровение:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1337439.html

Самое смешное, что Филиппа Гуревича я помню еще студентом - видел дипломный спектакль Щепкинского училища "Свои люди - сочтемся" по Островскому, где он замечательно, очень смешно играл Рисположенского:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1416880.html

Представители разных актерских школ, чья судьба после выпуска складывается пока не очень ровно (Лумпова за последнее время сыграла немало интересного, в том числе заметную роль в кино, фильме Оксаны Бычковой "Еще один год", но до этого пропадала несколько лет неизвестно где, не считая спектакля "Бабушки" в театре "Практика"; Гуревич в какой-то момент на моей памяти мелькнул в театре "У Никитских ворот", но, кажется, ничего важного там ему не досталось, в кино тоже не сверкает после оставшегося незамеченным "Привет, Киндер!", а это уже очень давно случилось), оба исполнителя в дуэте существуют абсолютно на одной волне, в единой тональности - наверняка не мала в том заслуга режиссера. И все-таки в паре замкнутых одиночек - угловатой, всклокоченной Золушке и наивном, слегка бестолковом принце - я скорее видел талантливых актеров, примеряющих на себя некий абстрактный материал, чем воплощение образов, придуманных драматургом - и меня это как раз устроило.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment