Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Сторожевая собачка" П.Виттенболса, театр "СамАрт", реж. Евгения Беркович

Пьеса нидерландского автора Пера Виттенболса (а имя скорее шведское или норвежское...) - типичная, средняя, но по всем законам сделанная западно-европейская психодрама, тема которой - преодоление душевной травмы как последствия смерти близкого человека. По сюжету мальчик Вольф, сосед одноклассник дву сестер, Мары и Эви, приходит к ним в дом с опросником на тему: боитесь ли вы мертвого папу, сожгли его или закопали, что значит "выражать соболезнования" и часто ли они плачут. Девочки сначала не хотят его пускать, чтоб не беспокоить маму, которая после смерти отца, въехавшего в дерево на машине и разбившегося насмерть, 11 месяцев и 9 дней практически не встает с постели. Но постепенно Вольф со своей анкетой для школьного доклада пробивается - в прямом и переносном смысле - и к сестрам, и к их матери, несмотря на "сторожевую собачку": в финале все выражают друг другу "соболезнования". Есть или нет в доме у сестер собака, я не понял, может быть, сестры придумывают ее, чтоб не пускать Вольфа в квартиру, но в метафорическом плане "на страже" стоят комплексы и страхи, связанные со смертью главы семейства, которые совместными усилиями предстоит преодолеть.

Давно я так бурно не обсуждал увиденное сразу после представления, как в случае со "Сторожевой собачкой". И не могу согласиться с тем, что проблема спектакля - это плохая режиссура и плохие актеры. Наоборот, мне кажется, что Беркович выстроила безупречную в своем роде театральную форму, условно-отстраненную, холодно-рациональную. И то, что мальчика Вольфа играет актриса, а в ролях сестер выступают наряженные в колготки и юбочки парни, один даже бородатый - соответствует заданной форме в той же мере. Не знаю, как смотрелась бы та же пьеса, решенная в бытовом ключе, через психологический реализм - наверное, безвкусно-сентиментальной слезливой притчей. И все-таки форма, предложенная Беркович, категорически не соответствует содержанию пьесы, если в ней вообще присутствовало какое-либо содержание.

Забавно, что "СамАрт" некоторое время назад уже привозил в Москву спектакль аналогичной тематики, хотя и совершенно иного художественного плана - "Привет, Рэй" по Бартеневу в постановке некогда гремевшего, но потом вышедшего в тираж спеца по "театру детской скорби" Анатолия Праудина:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2134368.html

Вот в "Привет, Рэй" как раз присутствовали и "доверительные интонации", и "эмоции", и чуть ли не "слезы" - по-моему, так еще хуже. Однако и "Сторожевая собачка" Беркович - тоже не вариант для меня. Оставляя в стороне неадекватную реакцию просвещенных колхозниц с внучатами-олигофренами, я и лично про себя могу сказать - часовое действо далось мне усилием воли, высидел я его с трудом, сколь изощренно оно не было бы продумано и исполнено. Просто форма такого рода - слишком универсальна и безадресна, она, в принципе, подходит для любого высказывания, и часто используется - для освоения классических текстов, для острой социальной драмы, и в как бы "детском спектакле" смотрится особенно вторичной.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments