Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Три сестры" А.Чехова в театре п/р О.Табакова, реж. Александр Марин

В "Трех сестрах" Чехова вся "фишка" в том, что героини с самого начала и до конца собираются "в Москву, в Москву", но никуда не едут. Спектакль Марина открывается суетой отъезда - буквально: чемодан, еще чемодан, вокзал, вагон. Но это все какая-то морок, балаган - герои сразу возвращаются за стол по случаю именин Ирины. Тем не менее в единственной чеховской пьесе, жанр которой обозначен автором как драма ("Чайка" и "Вишневый сад" - типа "комедии") режиссер находит много смешного, почти водевильного - с прятками под столом и с "интерактивом", когда Андрей вытаскивает из первого ряда случайного мужика, чтоб поговорить с ним (вместо отсутствующего Ферапонта) по душам за рюмкой коньяка, и хотя тот радостно начинает "подыгрывать", импровизация проводится на редкость аккуратно.

Спектаклю в целом, правда, можно попенять на избыток "приемов" и "находок", от них на сцене тесно, и не все из них выстраиваются в осмысленный образный ряд: мало чемодана-вокзала, так еще и целый ВИА, составленный их героев пьесы, помимо скрипача Андрея - Ирина с аккордеоном, Ольга с контрабасом, Маша на клавишах (даром что Ирина говорит, что Маша года три или четыре не играла), Кулыгин бьет в барабан, ну а Федотик с Родэ поют под гитару. В финале первого действия, второго чеховского акта, "в Москву, в Москву" кричат всех хором, да так, что будят Бобика. А ближе к финалу Ольга пытается собрать шестеренки вокзальных часов, рассыпанные в третьем чеховском акте пьяным Чебутыкиным, хотя категория времени в спектакле явно не самая важная и развита слабо.

Но немало и дельного, неожиданного, да просто достойного, особенно что касается и выбора актеров на те или иные роли, и их воплощения. Заняты в составе все поколения, от учащихся табаковского колледжа (Федотик и Родэ, денщик и горничная) до Н.Д.Журавлевой в роли няньки. Я, честно сказать, в других амплуа Журавлеву и не видел, не застал, но ее Анфиса в "Трех сестрах" намного более разноплановая фигура, чем нянька из по-своему интересного и недооцененного в свое время "Дяди Вани" Карбаускиса, в Анфисе есть и беззащитность, но есть и уверенность в своем праве, задор, своеобразный энтузиазм - такое сочетание, характерно и для характеров ее воспитанниц-сестер, прежде всего Маши. Борис Плотников в роли Чебутыкина радует тем более, что глядя на его Пимена в "Борисе Годунове" Штайна, можно подумать, что с актером произошло нечто нездоровое, но нет, он в порядке, слава Богу. Очень трогательные Федотик и Родэ (Максим Сачков и Артур Касимов) - поют, раскладывают карты, читают стихи ("Сказку о мертвой царевне" Пушкина) и, кажется, обоим нравится Ирина, впрочем, совсем еще по-юношески нравится, не до конца всерьез, так что между ними не возникает конкуренции, а вот Наташа, похоже, на малолеток посматривает, и Протопопов тому не помеха. Наташа в исполнении Яны Сексте - существо яркое за счет вульгарности, сыгранной замечательной актрисой необычайно тонко, а это задача повышенной трудности: конечно, Наташа - не просто грубая и уродливая, но еще и исключительно фальшивая стерва, и так убедительно, без перехлестов, внутренне дистанцируясь от героини, но одновременно проживая ее пусть ущербную, но все-таки тоже судьбу, выразить фальшь персонажа - однозначная победа. Вот сестры не все одинаково примечательны. Ирина вышла пустышкой, и я не смог понять, задумал ее такой режиссер или Арина Автушенко мало что привнесла от себя. Алена Лаптева многое из того, что пришлось бы ко двору в "Трех сестрах", уже сыграла в "Сестре Надежде". Для меня смысловым и эмоциональным центром спектакля оказалась Анна Чиповская и ее Маша.

Практически наизусть знаю текст, видел десятки постановок, но такой Маши не помню - и впервые подумал, что уже в пьесе среди прочих персонажей и среди собственных сестрах Маша занимает особое положение: она средняя сестра, единственная замужняя (Ольга и Ирина только мечтают о браке, каждая на свой лад, каждая безуспешно), единственная, кто готов проявить хоть сколько-нибудь активности, чтоб переломить инерцию судьбы. А еще она, скорее всего, не единокровная сестра Ольге и Ирине, ведь она, вероятно, дочь Чебутыкина, на то в пьесе нет прямых указаний, но имеется немало намеков (как и в "Чайке" на то, что Маша Шамраева - дочь доктора Дорна). В любом случае Маша в спектакле Марина - особенная. В третьем чеховском акте она буквально летает, перескакивая с койки на койку. Маша в исполнении Чиповской - и страстная, и на удивление здравомыслящая; Ольга полушутя говорит про Машу, что она самая глупая в семье, но Маша-Чиповская - как раз самая умная, будто ей изначально понятно то, что разумению остальных недоступно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments