Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Николай Тархов в галерее "Наши художники"

Прошлый раз я ходил в "Наши художники" на Аристарха Лентулова, то был последний день работы прекрасной выставки и таких ленивцев, дотянувших до края, как я, оказалось слишком много:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2994831.html

Тархова я смотрел один, оставшись наедине с картинами, что тем более приятно. Может быть Тархов, в отличие от Лентулова, и не самого первого ряда художник - но автор интересный и заслуживающий внимания как минимум для более ясных представлений о европейском художественном контексте конца 19-начала 20-го вв. (в чем Тархову повезло - он уже к наступлению нового века прочно обосновался во Франции, на его известности это сказалось не лучшим образом, зато обеспечил себе спокойное существование), а выставка довольно объемная, и все только крупные живописные полотна, по большей части 1900-х, несколько - начала 1910-х годов.

Тархов - импрессионист, из соотечественников ближе всего к Коровину (и не только по стилю письма, но и по тематике), из французских импрессионистов - к Сислею и Писсарро. Краски яркие, мазки крупные. В сравнении с другими импрессионистами, особенно французскими, у Тархова, и прежде всего в парижских пейзажах, больше динамики: карусели, праздничные вихри, текущие по улицами и бульварам толпы, сливающиеся в разноцветные переливающиеся потоки. Среди двух дюжин полотен на выставке - только один портрет, жены художника Ивонн (1907). Преобладают пейзажи, и городские (Париж - бульвар Сен-Дени, улица Мэн, предместья), и приморские, пляжные. Бросается в глаза, что местность, особенно прибрежная, чаще всего запечатлена на восходе и закате, и солнце с расходящимися лучами чем-то напоминает, вернее, предвосхищает полуабстрактные композиции Робера Делоне на сходную тему, хотя с авангардом отношения у Тархова впоследствии не сложились, но достаточно взглянуть на "Зарево над вокзалом Монпарнас" Тархова, чтоб увидеть сходство и родство, даже если художник от него открещивался, а последователи и просто невольные единомышленники, со своей стороны, открещивались от него или вовсе такого имени не слыхали.

Еще из парижских мотивов - витражи и химеры Нотр-Дам. Вариаций на последнюю тему выставка предлагает две, летняя - так себе, а заснеженная химера (1902), будто живая, присевшая на уступе и скукожившаяся не то словно от холода, не то стесняясь своего уродства, и глядящая сверху на крыши и набережные - одна из двух картин, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление. Вторая - "Тыквы" (1904), мотив тоже представлен в двух вариантах, и "Соседки", они же "Две тыквы" (1905) тоже хороши, но полотно 1904 года - просто роскошное, я не помню, чтоб кто-нибудь еще так эффектно мог изобразить огородные овощи. Цветочных натюрмортов на выставке предостаточно: ирисы с пионами, васильки в вазе, лилии, подсолнухи на выбор - и все работы отличные, а тыквам, однако, уступают. Анималистика скромнее - собачки на полотне "Наш двор" еще ничего, пасущиеся козы - совсем невзрачные, зато замечательный петух на полотне "Весной (1-я пол. 1910-х), которое автор в своем творчестве особо выделял и считал важнейшей удачей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments