Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Овечка Долли была злая и рано умерла" реж. Алексей Пиманов

Домотканная версия американского (что характерно) "Назад в будущее" от видного телепропагандона православно-фашистской духовности - произведение сколь симптоматичное, столь же и рядовое, предсказуемое. Для меня единственным стимулом сходить на фильм было участие в нем Юли Савичевой, к которой я испытываю непреходящую симпатию с момента нашего знакомства в 2004-м году, хотя тогда она девочка совсем была, а сейчас взрослая замужняя женщина. Конечно, Юля - не актриса, хотя это не первый ее фильм. Но как ни странно, некоторая неумелость, неловкость в кадре делает ее чуть более живой, чем персонажи, исполненные актерами-профессионалами, даже такими талантливыми, как, например, Антон Феоктистов. Главного же героя играет Данила Шевченко, известный мне по "Кедам" в театре "Практика".

Никита, пятикурсник МИФИ, находит в институтской лаборатории непонятный старый прибор, который случайно переносит его на четверть века назад, в 1985 год (из чего, и только из этого, можно заключить, что действие фильма происходит в 2010-м). Оказавшись в компании своих молодых родителей, тоже учившихся в МИФИ, а также их однокашников, герой, что и следовало доказать, понимает, какой прекрасной, при некоторых издержках, была страна, злонамеренно разрушенная в результате перестройки жидами и пидарасами. Чудесная страна чудесная - на каждом углу стояли автоматы с газировкой (и с целыми стаканами якобы, ага), где можно было попить на копейку. С другой стороны, каждый готов был для каждого пожертвовать и жилплощадью, и карьерой - так и поступил отец Никиты, отводя от товарищей подозрение начальства в проникновении на запретную территорию института - на самом деле туда проник как раз его переместившийся во времени сын. А еще Никита встретил в Москве 1985 года девушку-сироту Машу, потерявшую родителей при Ташкентском землетрясении, но благополучно воспитанную в детском доме (ее-то и играет Савичева), они друг друга полюбили, и их любовь преодолела время с помощью смурного, но мудрого и все понимающего руководителя по кличке Громозека (Виктор Сухоруков).

Научно-фантастическая подоплека сюжета - вещь чисто условная, к ней придираться бесполезно. Романтическая линия - схематичная до тупости, но опять же, кино не про любовь и не про технику, а про "духовные скрепы", над которыми не властно время. Ну и немного про ответственность ученого, да и вообще гражданина, за судьбу "великой родины". Никита поначалу видит в отце неудачника (при том что живут они в прекрасной квартире на Большой Ордынке, 17; и там же, этажом выше, обитает дед, в этой эпизодической роли привычно подхалтуривает Борис Щербаков), а сам рассчитывает на успех и деньги, но отец предупреждает, что ученый должен быть осторожным и ответственным, исследования не всегда идут на пользу: вот и клонированная овечка Долли якобы была злая и рано умерла. Потом окажется, что изобретатель "машины времени", отец Громозеки, задолго до овечки сам себя клонировал, клон тоже оказался злой, сам умер и ученого уморил, но эта часть фильма, по совести сказать, самая идиотичная. Главное же, что побывав в прошлом, в "настоящей жизни", понимает: его отец - герой, а счастье - в самопожертвовании. И тут же вслед за ним олигарх дает денег на лечение тренера, бывшие подружки становятся будущими женами, наступает всеобщая благодать, за чем пристально продолжает наблюдать въедливый Громозека. Сделан продукт, надо признать, покрепче, чем откровенно бросовый "Мужчина в моей голове", предыдущий кинопроект Пиманова. Формально он не хуже многих других "молодежных" кинопроизведений, какого-нибудь "Гвоздя" Эльера Ишмухаммедова, и отталкивает меня от "Овечки Долли" не ее посредственное качество, не примитивная и одновременно претенциозная драматургия, не актерская фальш, а чудовищный пафос, где ностальгия служит приправой для агрессивной агитки.

Конечно, в 1985-м за обмен долларов (о чем в 2010-м просит внука дед тайком от бабки) грозила уголовная статья, а в МИФИ вместо православной теологии преподавали научный коммунизм, но ведь научный коммунизм или православная теология - это по русским меркам однохуйственно, и без долларов прожить легко, была бы дружба, а главное, что молодые люди ходили в походы и пели у костра, отдавали друг другу все и без просьб, даже аспирант Березовский в те дивные времена казался безобидным. А спустя двадцать пять лет один - неудавшийся ученый, другой - травмированный тренер детской футбольной команды, третий, бывшей рокер - звезда шансона, а четвертый - олигарх. И только благодаря сыну, шагнувшему в прошлое, связь времен восстановлена, и оказавшиеся в разном положении однокашники снова встретились за одним столом, а Никита воссоединился с прилетевшей к нему в будущее Машей. Для полноты картины в ней не хватает только аспиранта Березовского - но он был злой и рано умер.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments