Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Туман" в ШДИ, реж. Михаил Уманец

Миша Уманец - один из самых ярких актеров Лаборатории Крымова, в его режиссерском опыте заняты и другие представители Лаборатории (Максим Маминов, Сергей Мелконян и т.д.), так что "Туман" - это, хотя и самостоятельное сочинение (не только режиссерское, но и драматургическое, в основе - не литературная программа, не идея, заимствованная у классиков, а собственная пьеса-импровизация), но родство с собственными спектаклями Крымова очевидно. Правда, у Крымова этюдным методом придуманные эпизоды, как правило, а особенно в последних его работах, складываются в достаточно жесткую структуру и концепцию с историческими, культурологическими, метафизическими обобщениями. "Туман" в этом смысле и устроен проще, и содержательно, интонационно, пластически сделан легче, как некая спонтанная фантазия, сюрреалистическая фантасамагория и о театре и людях театра. Мне показалось, что герой Сергея Мелконяна, режиссер и сценарист, требующий от актеров полной сосредоточенности на его мыслях, а сам тем временем витающий в облаках, что-то общее имеет с Валерием Борисовичем Гаркалиным (тоже постоянным актером Крымова, но другого поколения, а для некоторых участников "Тумана" в относительно недавнем прошлом - педагогом по актерскому мастерству), но, вероятно, что-то для этого образа взяли и от Крымова, это такой собирательно-аллегорический персонаж, отчасти даже шаржевый - в резиновой лысине-"нашлепке". Режиссер носится с мыслью снять фильм по собственному сценарию, требователен до суровости к артистам, одного из них собирается даже снять с роли, но неожиданно узнает о гибели отца. И далее действие переносится из театра то ли в реальную жизнь, то ли в сценарную фантазию героя, превращается в сюрреалистическую фантасмагорию, где, с одной стороны, начинаются ментовские заморочки в связи с несчастным случаем в квартире отца, с другой - неожиданные знакомства с загадочными персонами (Вадим Дубровин и Максим Маминов, причем персонаж Дубровина - таинственная девушка, обозначенная исполнителем не через привычные для современного театра переодевания в женское платье, а с помощью микрофона, искажающего голос). В сравнении с завершенными постановками Крымова "Туман" - это не просто эскиз, но почти что тренировочное упражнение, хотя из него уже вырастает определенная история, в которой есть и настроение, и характеры, и набор тем, проблем, сюжетных мотивов. Разовый показ в рамках фестиваля "три ступени лаборатории" - тоже не премьера. А я и вовсе смотрел прогон без зрителя - что вдвойне приятно, поскольку увидел представление живое, еще не убитое присутствием публики.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments