Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Травиата" Дж.Верди в Латвийской национальной опере, реж. Андрейс Жагарс, дир. Атварс Лакстигала

Боясь опоздать на поезд, не смог досмотреть спектакль до конца, но не думал, что настолько обидно будет уходить. Тем более, что место мне дали такое, что, не имея права грешить на пресс-службы московских музыкальных театров, в Москве я никогда не получал и получить не рассчитываю ни в Большом, ни в Стасике, и совсем не рассчитывал в Латвийской национальной опере, где меня никто не знает, к тому же обратился поздно, уже по приезде в Ригу. У Жагарса я видел не одну и не две постановки, его режиссерский почерк мне известен - размашистый, богатый на разные "примочки", иногда остроумный, иногда захлестывающие через грань вкуса. "Травиата" - произведение не по-жагарсовски сдержанное, при том что мизансцены, особенно во втором акте, в сцене объяснения Виолетты и Жермона-старшего, выстроены очень точно. А милые мелочи вроде того, что скинув бальное платье, Виолетта устраивает "фонтан" из шампанской бутылки, или Альфред, приезжающий во втором акте на велосипеде, на "классическом" образе спектакля в целом не отражаются. Подстать и сценография Андриса Фрейдбергса с костюмами Кристины Пастернак - не считая наличия в "традиционной" декорации почти незаметных, "утопленных" в ниши батарей парового отопления, любимого художником Фредбергсом элемента (то же было и в московской "Лючии ди Ламмермур", которую они делали с Адольфом Шапиро). Но больше всего поразил оркестр - дирижеры из Латвии не так уж редко выступают в Москве и не всегда успешно, а здесь я просто заслушался. Из солистов Рафал Бартминский в партии Альфреда показался мне просто великолепным, хотя местами ему не хватало дыхания, но голос отличный; Соноре Вайце лучше всего удались лирические дуэты с ним, в сольных ариях она пела чересчур открытым звуком и голос звучал резковато. У хора при любых темпах идеально слышен каждый слог - тоже редкость. Но так хорошо слышно еще и потому, что публика не мешает - я постоянно, и по два раза на дню поражался: спектакли начинаются минута в минуту, но никто не опаздывает... Мои рижские знакомые-коллеги, когда я им рассказывал, что творится в московских театральных и концертных залах, мне не верили и считают, что я придумываю, у них в голове не укладывается, что во время исполнения музыки, например, можно не только не отключить телефон, но и ответить, если он зазвонит... Наверное, в Риге бывает тоже всякое, но в принципе порядки совсем другие. Интерьеры Национальной оперы, куда я попал впервые (до сих пор все спектакли театра смотрел только на московских гастролях) соответствует статусу, но нет помпезности, желания кого-то поразить, и это тоже располагает, как и сотрудники: билетеры и гардеробщики - все мальчики, капельдинерши - все девочки, те и другие - молодые, лет по двадцать с небольшим. Все одновременно и строго, и просто - за пару дней привыкнешь к нормам цивилизации, потом долго-долго надо отвыкать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments