Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Гамсун" реж. Ян Труэлль, 1996

Сценарий Пера Улова Энквиста был переведен еще до того, как Ян Труэлль снял по нему фильм, и опубликован в шестом, заключительном томе собрания сочинений Кнута Гамсуна, успевшем выйти в 1990-е полностью:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/592045.html

Труэлль - мастеровитый, но скромный наследник гениев скандинавского кино, и его телефильм от сценария не отходит. Макс фон Сюдов (кому еще играть патриарха литературы, как ни патриарху кинематографа) представляет старого Гамсуна "глыбой" и "матерым человечищем", одновременно с этим - слабым, беззащитным, немощным и в чем-то наивным ребенком. Все это с чисто формальной, эстетической точки зрени очень интересно, вообще кинематографическими достоинствами мини-сериал не обделен, в их число входит и актерская работа Эрнста Якоби - аккуратное, без вульгарных примочек, исполнение эпизодической роли Адольфа Гитлера, сколь ни плоско она прописана в сценарии. Но крайне несправедливо к Гамсуну. Такое отношение как раз и заложено в сценарии Энквиста: Гамсун-гений оказывается Гамсуном-подкаблучником и не то чтоб совсем безвинным, но без вины виноватым приспешником нацистов - жертвой пропагандистской машины рейха и нереализованных амбиций собственной жены. При этом старательно огибаются "углы", которые уже в творчестве раннего Гамсуна, задолго до появления на арене (и даже до появления на свет) Гитлера делающие его, среди многих прочих великих, идейной предтечей фашизма. Ивар Карено, герой пьесы Гамсуна "У врат царства", написанной аж в 1895 году, озвучивает лозунги абсолютно геббельсовские, только чуть прикрытые абстрактными философскими категориями (аналогично поступает и герой столь популярной ныне, в отличие от "У врат царства", пьесы старшего соотечественника Гамсуна, Генрика Ибсена "Враг народа", вышедшей еще раньше). На протяжении всего фильма в турах по рейху жена Гамсуна читает отрывки из "Плодов земли" (в дублированной версии телефильма их переводят как "Соки земли", что может быть и точнее, и поэтичнее, но неважно) - выбор этой книги неслучает, поскольку патриархальная, почвенническая, фашистская по сути утопия (а почвенничество всегда, необязательно даже на русской "почве" - эвфемистический синоним фашизма) идеально соответствует утопии национал-социалистической, да и любой другой тоталитарной. Между прочим, техногенного тоталитаризма, которым пугает прогрессивное человечество киберпанк и разные левацкие фантазеры, мир на практике еще не знал, практический тоталитаризм обязательно взывает к "традиционализму", к "природе" и "простоте". То, что заигравшийся в "традиционализм" великий писатель оказался среди фашистов - не случайность, не результат чьих-то злонамеренных усилий или его собственных ошибок, но абсолютно логически закономерный финал развития его взглядов на жизнь, как логична, например, сегодняшняя политическая позиция какого-нибудь Валентина Распутина (в масштабах литературной значимости с Гамсуном, разумеется, несопоставимого). С другой стороны, фашист Гамсун, сегодня это особенно важно уяснить, видел и понимал в свое время много такого, что еще и в наши дни (сколько еще понадобится для этого мировых войн?) не открылось глазам прекраснодушных либералов, продолжающих считать всякое двуногое без перьев по умолчанию человеком, наделяя его (против воли!) человеческими правами и требуя исполнения человеческих обязанностей (что только лишний раз провоцирует звериную агрессию). Мало того, Гамсун вполне сознавал и безнадежность, бесперспективность своей традиционалистской, почвеннической утопии, обусловленную отчасти и политическими, экономическими процессами, но в принципиальной степени еще и необратимыми изменениями человеческой сущности, которую ему так хотелось бы "законсервировать", но удалось лишь зафиксировать в словесных образах. И в позднейших его романах это замечательно, с невероятной глубиной отражено - достаточно прочесть "Последнюю главу"

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2191032.html

и "Круг замкнулся":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2793262.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments