Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Приключения Паддингтона" реж. Пол Кинг

Распространенные сравнения "Паддингтона" с "Чебурашкой", на мой взгляд, вполне уместны, хотя книга Успенского вполне самостоятельна. Я ее прочитал, кстати, в очень зрелом возрасте, поскольку хороших детских книжек в мое время достать было невозможно, но знал содержание по мультикам, пластинкам и т.п. Полный сборник историй про Паддингтона у меня теперь тоже имеется - из той же линии издательства "Азбука", что "все о муми-троллях", "все о ежике и медвежонке" и другие серийные истории под одной обложкой - но до чтения дело не доходит и не уверен, что дойдет. Судя же по фильму - сказочка совсем детская (в отличие от "Чебурашки", где взрослый человек, даже знающий вроде бы сюжет наизусть, может открыть для себя массу любопытного).

Подобно Чебурашке, прибывшему в ящике из апельсинов (между прочим, когда я был маленьким, то и апельсины были таким же дефицитом, как и детские книжки), Паддингтон приехал в Лондон "контрабандой", спрятавшись в спасательной шлюпке корабля и питаясь дорогой апельсиновым мармеладом. До этого он жил в "дремучем Перу" с тетей и дядей, но в результате стихийного бедствия лишился дома и дяди, тетя отправилась в дом для престарелых медведей, а медвежонка послала в Лондон, поскольку до этого редких говорящих медведей в "дремучем Перу" посещал английский путешественник Монтгомери Клайд и приглашал к себе. Другое дело, что Майкл Бонд придумал Паддингтона в 1950-е, а после войны на памяти были у всех и еврейские, и другие беженцы, на что даже в сегодняшней экранизации остался намек. Однако в фильме предпринята попытка перенести действие в нынешний Лондон - разумеется, условно-сказочный, но не просто с компьютерами и принтерами, а еще и с неграми в метро. В связи с чем рассказ о представителях иных биологических видов и форм жизни, нелегально прибывающих в Европу, прячась в спасательных лодках, и получающих новый дом на всем готовом, приобретает совершенно конкретный привкус "мультикультурализма", и поскольку изначально он Паддингтону в таком явном виде не присущ, выходит неорганично, да и просто раздражает. Кстати, интересно - а кино, часом, не запретили к прокату в Перу, посчитав его антиперуанским или даже перуфобским? Можно представить, какая вонь пошла бы от русских, если б медвежонок приехал в Лондон с "дремучей Волги"!

В остальном похождения медведя, случайно встреченного на вокзале Паддингтон (в честь которого гость и получил свое "человеческое" имя) семейкой Браунов, очень похожи на аналогичные варианты: шебутной зверек, попавший в человеческие условия. И при этом сильно проигрывают не то что Чебурашке (слишком привязанному к советским бытовым реалиям и потому в деталях мало пригодном для сравнения с Паддингтоном), но ближайшим современным киношным аналогам - Гарфилду, бурундукам Элвина и, конечно, неподражаемому-обожаемому Альфу. Медвежонок устраивает то пожар, то потоп в квартире Браунов, но довольно быстро все же становится членом семьи и любимцем сначала детей, брата и сестры, а потом и взрослых, включая престарелую дальнюю родственницу, старушонку придурковатую, но по своему мудрую, сыгранную Имельдой Стонтон. Миссис Браун в исполнении Салли Хоукинс - такая же отталкивающая чумичка, как и более "реалистические" персонажи той же актрисы. Но вот кто в "Паддингтоне" хорош - так это не рисованый на компьютере медведь, а Николь Кидман в роли дочери путешественника Клайда, из обиды на отца, любителя животных, превратившаяся в маньяка-таксидермиста и намеренная любой ценой сделать из Паддингтона чучело. Кидман - специфическая актриса, ей плохо даются быт и психология, главные ее творческие удачи связаны с условными, ирреальными, иррациональными образами - либо "статуэтками", либо "мультяшками" (таковы ее героини в фильмах Кубрика, Лурмана, Аменабара), а в мисс Клайд из "Паддингтона" соединяется то и другое: холодная злоба, циничный расчет, эксцентричная пластика сказочной злодейки - характер одномерный, то есть его практически нет, есть лишь схема, но при этом персонаж получается необычайно выразительным, не в пример, казалось бы, более сложному мистеру Брауну-Джиму Бродбенту (бывший хиппарь, работающий аналитиком рисков - так его изменило отцовство). Но поскольку в таких случаях сомнительное добро непременно побеждает несомненное зло, Кидман отдают на поругание и вываливают в навозе - к финалу прям-таки буквально.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment