Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Несломленный" реж. Анджелина Джоли

Рассказывая в кино, да и в литературе или в театральной пьесе тоже, о судьбе героической личности, особенно из новейшей истории, трудно не впасть в пафос, а еще труднее преподнести такой пафос непошло, художественно убедительно, с искренним чувством правоты и веры в своего героя. Первое дано немногим, второе в современном кинематографе - пожалуй, одному только Клинту Иствуду. Джоли вряд ли можно причислить хотя бы к первым. Я так и не увидел ее режиссерского дебюта, при том что продвигая "В стране крови и меда" она даже самолично приезжала в Москву, благодаря чему картину удалось-таки пропихнуть хотя бы в ограниченный прокат, и я на нее в свое время совсем уж было собрался, да в последний момент сорвалось, ну а по ТВ, понятно, ее и тогда не показывали, а сегодня произведение, разоблачающее, пусть и на балканском материале, преступления православного фашизма (не думаю, правда, что от большого ума и на серьезном художественном уровне, но это как раз в данном случае православных фашистов волнует меньше всего), и подавно шансов увидеть в эфире нет. Вторая режиссерская работа Джоли сделана по сценарию братьев Коэнов, о чем, не зная заранее, догадаться невозможно: ни тени юмора, иронии, не говоря уже про сарказм или абсурд. Но и подлинного пафоса, страсти, веры, эпического размаха - в фильме тоже нет, все чисто номинально, формально, дежурно. В центре внимания - американский бегун и летчик Луи Замперини (Джек О'Коннел, столь замечательно сыгравший в "Меченом", тут кажется приторной посредственностью конвейерной сборки). В детстве он был хулиганом и внушал окружающим, родственникам и властям опасения, что закончит дни в тюрьме, а также бывал бит за свое итальянское происхождение. Но благодаря попечению старшего брата начал заниматься бегом, стал профессиональным спортсменом и на берлинской олимпиаде 1936 года поставил рекорд. А затем, во время войны, подался в армейскую авиацию.

Собственно, детские и олимпийские эпизоды лишь вклиниваются флэшбеками-воспоминаниями в военную эпопею: сначала экипаж, где Замперини за бомбардира, еле-еле приземляется с незакрытым бомбо-люком, далее, отправившись в спасательный полет, оказывается в надувных шлюпках посреди океана, трое выживших, включая Замперини, отбиваются от акул, которых при случае и поедают, в конце концов, уцелев под обстрелом японского самолета, ошибочно принятого за американский, двое спасшихся все же оказываются в японском плену. Разлученный с товарищем Замперини попадает в лагерь, где правит бал комендант по прозвищу Птица - ясноликий андрогин с садистскими наклонностями, влажная мечта Мисимы и единственная, как ни странно, на весь фильм по-настоящему яркая фигура. Птица проявляет себя в издевательствах над пленными и особенно над Замперини. Однако не позволив японскому радио использовать себя в пропагандистских целях, Луи возвращается в лагерь, откуда, впрочем, Птицу скоро отправляют на повышение.

Досмотреть кино мне не удалось, поскольку оно длится почти два с половиной часа, а дело шло к часу ночи. Но, признаться, лагерные эпизоды, занимающие большую часть хронометража, ничего особенного из себя не представляют, да и про то, как японцы пытали американских пленных, фильмов предостаточно, и классических, и недавних. Вообще "Несломленный" хоть и проходит по разряду "байопика" в целом, по ходу разваливается на части, сделанные в совершенно разных жанрах: спортивная драма, военный боевик, а морской эпизод - практически авантюрный триллер, нечто среднее между "Челюстями", "Жизнью Пи" и усредненно-безликой малобюджетной страшилкой, где застрявшие посреди водной пустыни бедолаги стараются всеми способами выжить. Отлично снят лишь пролог со сценой воздушного боя - не знаю, сколь велика в том заслуга непосредственно Джоли. Все остальное в кинематографическом плане - очень банально, спортивная история - куцая, военная - мало чем примечательная, и выходит, что сия "повесть о настоящем человеке" бьет сразу из всех орудий, но неизменно промахивается и лепит мимо. Кроме всего прочего (начиная, вероятно, с не самого выигрышного для кино реального прототипа, заканчивая режиссерскими "умениями" Джоли, которую лично я и за актрису-то никогда не считал), в "Несломленном" нет и намека на понимание, что, например, для цивилизованного человека и христианина участие в фашистской олимпиаде - уже поражение, несмотря на любой рекорд: этого они не сознавали раньше и до сих пор не осознали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments