Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Двое на качелях" У.Гибсона в "Современнике", реж. Галина Волчек

Спектакль вроде бы не из тех, что обещают удивить, но меня удивило количество уходящих прямо во время первого акта - и не стеснялись же из ближних рядов вылезать под носом у артистов. Не толпами, разумеется, но ведь и спектакль - не из того разряда, с которых уходят. Обычно лоховская московская публика сбегает со зрелищ совсем иного рода (ну типа "Вакханок" Терзопулоса хотя бы), а публика более-менее вменяемая на пьесу Гибсона либо вовсе не пойдет, либо уж досидит до конца, понимая, что из себя представляет этот материал. Вообще из разговорных драм на двоих, что ставила сама Волчек за последние годы, "Двое на качелях" - текст еще довольно неплохой в сравнении с "Зайцем" Коляды или "Игрой в джин" Кобурна, к тому же его коммерческий потенциал высоко оценивается продюсерами антрепризы и ставится пьеса в основном как раз в "независимых" проектах, будь то уже достаточно давний опыт Виктюка с Натальей Макаровой (его я не видел) или идущий поныне вариант Алексея Кирющенко в "Современном театре антрепризы":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2457116.html

Просто банальный сюжет бытовой мелодрамы, по крайней мере, если в таком беспримесном "психолого-реалистическом" ключе ее решать (а иных ключей в распоряжении Волчек-режиссера не бывало), быстро начинает утомлять, есть такое дело. Но идут же не на сюжет, идут на актеров. В "Двое на качелях"-2015, выпущенных спустя полвека с лишним после того, как Волчек с этим же названием дебютировала в режиссуре, заняты Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов. Про последнего бабки, посещающие прогоны, пренебрежительно отзывались как о "сериальном актере". Да, наши бабки - снобы похлеще английских аристократов викторианской эпохи, а я сериалов не смотрю и так хорошо эту сторону творчества Сафонова не знаю, но вероятно, Волчек, выбирая именно его, делала ставку на мужественный имидж исполнителя и то, что рядом с Хаматовой как актер он будет проигрывать, ее не смущало, а может быть и устраивало, при том что, например, Григорию Антипенко в постановке "Современного театра антрепризы" удавалось соединить брутальность с некоторой даже утонченностью, но Сафонов к тому не стремится, а Волчек и не ставит перед ним подобной задачи. Про "Современник" всегда говорили, что это "женский театр", и хотя сегодня, когда здесь работают очень разные режиссеры, эпитет явно ложный, в отношении "Двое на качелях" он справедлив: спектакль действительно "женский", по сути - бенефис Хаматовой. Ее героиня - легкомысленная безработная танцовщица, в исполнении Хаматовой становится почти клоунессой, она прыгает, порхает, дрыгает ножками, легкость мыслей переходит в легкость движений, жестов, интонаций, что должно, надо полагать, по замыслу режиссера придавать образу Гитель трогательности. Я не фанат Хаматовой и никогда ее не считал выдающейся актрисой, хотя у нее случались очень удачные роли в интересных спектаклях (прежде всего Нины Чусовой и Кирилла Серебренникова), вот и первые минуты в "Двое на качелях" наблюдать за ней любопытно. Для Гитель она даже, надо признать, находит какие-то новые краски и поначалу почти неузнаваема. Но проходит полчаса первого акта, и все уже понятно с этими героями, с их отношениями, разыгранными на двух койках, помещенных в декорацию из переплетающихся труб и проводов (костюмы делал Каплевич, они явно не те, что были на премьере в начале 1960-х), а спектакль ужасно длинный. И положа руку на сердце - становится скучно. У меня не было мысли с него уйти, к тому же я хорошо сидел благодаря Марии Евсеевне Ревякиной, любезно "подарившей" мне свое второе место, и все-таки я, не без усилия воли дождавшись финала, как прежде не понимал, что же в пьесе Гибсона надо искать и находить, так не понял и теперь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments