Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Еще один год" реж. Оксана Бычкова в "35 мм"

Я не люблю Володина и, хотя отдаю ему должное как очень значительному для своего времени автору, пиетета к его текстам не испытываю, поэтому и в адаптированных диалогах Мульменко меня ничто не раздражало - повода для восторга, правда, я тоже не нашел. Вообще для фильма, где в титрах мелькает ссылка на "С любимыми не расставайтесь" (необычайно востребованная за последние годы театрами пьеса, кто б мог подумать!), в "Еще одном годе" от Володина действительно осталось слишком мало. Егор приревновал Женю к сослуживцу и изменил ей с другой, они развелись, но не смогли забыть друг друга, а когда Женя попала в больницу, Егор к ней примчался - это сюжет, конечно, узнаваем, но дело же не в сюжете, к тому же он начинает полноценно развиваться, когда хронометраж картины переваливает за половину, а все, что перед этим, в категориях "классической" драмы считается "экспозицией", но в "Еще одном годе" как раз и составляет основное содержание. Женя к началу действия меньше месяца как работает дизайнером в редакцию, попала, то есть, в "продвинутую", "просвещенную" среду, и ей мнится, что с Егором, который после института по специальности не устроился и "бомбит" ночами по Москве, она "деградирует". Егор же подозревает, что с бильд-редактором Романом жена "растет" в ущерб ему и их семейному счастью. К этому конфликту добавляются неурядицы материально-бытового плана: надо платить за квартиру, покупать продукты к Новому году, выбирать куртку, красить стены - мало того, что денег не хватает, так и вкусы у супругов постоянно не совпадают. После того, как не пожелавший платить клиент ударил Егора бутылкой по голове (а такой приличный на вид персонаж Александра Усердина - напыщенный, рассуждающий об "испорченной" Москве, с цветами и шампанским... шампанской бутылкой он как раз водилу-то и тюкнул по темечку), герой на некоторое время и за рулем сидеть не может, а найти другую работу - трудно, да и поиски - унизительны, что тоже углубляет разлад в семье. А еще старухи достают повсюду - во дворе, в транспорте. Альтернативная женщина "из простых" оказывается для парня просто кстати подвернувшимся вариантом. Короче, любовная лодка разбилась о быт.

Наверное, для Оксаны Бычковой движение от условно-коммерческого формата к условно-фестивальному (а в России, что "коммерция", что "фестиваль" - чистая фикция, как, впрочем, и все остальное) есть своя логика. "Питер ФМ" был очень удачной, но неожиданной скорее в силу свежести подхода, а по эстетике - достаточно традиционной молодежной мелодрамой. "Плюс один" - уже другого рода кино, где мелодраматическая интрига размыта, а на первый план выходят нюансы взаимоотношений героев, сложность их характеров, противоречия самого мироустройства (то, что на жаргоне интеллигентствующих недоумков называется "атмосфэрное кино"). "Еще один год" - уже совсем не мелодрама, а "социалка" в чистом виде. За это, вероятно, надо "поблагодарить" сценаристов (Мульменко в соавторстве с Мещаниновой), но и режиссер, раз уж взялась за такую работу, делала ставку именно на внешнюю, а не внутреннюю сторону истории. Мужик не может жену содержать, а у жены "потребности", и в том числе "возвышенного свойства" - в 1920-е годы про это сочиняли комедии, а сегодня есть замах чуть ли не на трагедию, но трагизм неизбежно кажется надуманным. Даже несмотря на безупречную точность актерских работ.

Я еще когда впервые увидел в Надежду Лумпову в дипломном спектакле "Униженные и оскорбленные", где она играла Нелли, сравнил ее с молодой Инной Чуриковой, и в кино (а "Еще один год" - фактически экранный дебют актрисы, другие пункты ее фильмографии вызывают пока что лишь усмешку) эта ассоциация только усилилась - речь не о старании подражать, а о сходстве актерской природы. Алексей Филимонов, наоборот, в подобном киноформате себя чувствует как рыба в воде и умело играет примерно то же, что он уже не раз играл. Остальные (в роли Ромы-"разлучника" - однокурсник Лумповой по ГИТИСу Александр Алябьев; еще одного коллегу по редакции играет Артем Семакин и т.д.) тоже все на своих местах. Не на месте, по-моему, режиссер - для Оксаны Бычковой уход в "социальную драму" оказался гораздо менее плодотворным, чем она, может быть, рассчитывала, и определенно не слишком успешным творчески. Потому что если вся проблема Егора и Жени сводится к, прости, Господи, "различному культурному уровню", усугубленному нехваткой денег и бытовыми заморочками - то это как минимум мелко. А в фильме "социальное", почти что "классовое" начало конфликта подчеркивается еще и эпизодом, где Оля, новая подруга Жени, приглашает его в деревенский дом своей родни, и эти самые, будь они неладны, "простые люди" ("грибочки, огурчики, поухаживай") нарочито контрастируют с привлекающей Женю на каком-то этапе "богемной" публикой, которая рассуждает, например, о том, как Саша Денисова "осовременивает" Ибсена. Что в финале среди больничных коек этот конфликт будто бы снимается, лично меня не убеждает - и, рискну предположить, не до конца убеждает самих авторов, едва ли они рассматривают развязку своей истории с лепетом отходящей от наркоза Жени как полноценный хэппи-энд.

Персонажей Володина многочисленные мелочи быта напрягали в последнюю очередь, а тут они заполняют все пространство вокруг влюбленной молодой пары и фактически определяют их поведение на каждом шагу, за исключением разве что самых интимных моментов (но, кстати говоря, эротические сцены в фильме невыразительны, затянуты и просто скучны). А тогда выходит, что расстаются герои и не по нелепой случайности, и не из-за неизбывной пропасти между ними, но только в силу, как говорил А.Синявский про свои отношения с советской властью, "стилистических разногласий". Честно говоря, меня такой поворот привел в недоумение. В "Плюс один" - а я могу его пересматривать бесконечно и воспринимаю практически кожей - герои тоже расходились, и тоже без видимых серьезных причин, хотя им тоже хватало поводов: разные статусы, разные страны и языки, разные интересы. И все же расставались они не потому, что представляли "разные культуры", и не потому, что жили в разных странах - но потому, что только раз в году бывает май и этот мир придуман не нами. Безусловно, "Плюс один" и "Еще один год" - принципиально разные истории, о разных героях, живущих в разных социальных сферах и бытовых условиях (начиная с того, что у героини "Плюс один" квартира на Покровском бульваре, а персонажи "Еще одного года" снимают жилье в новостройке на окраине, похожей на Чертаново, но в любом случае безликой). И меньше всего мне хотелось бы увидеть повторение пройденного, какое-нибудь "Плюс два". Но "Еще один год", где за время от кануна одного нового года до другого отношения героев совершают полный круг, увы, на холостом ходу, меня не радует по тем же соображением - я такое уже видел в произведениях других режиссеров, в том числе и еще более молодого поколения, чем Оксана Бычкова. А от Бычковой-то ожидал чего-то небывалого, каким стал в свое время для русскоязычного кино "Питер ФМ" по меньшей мере.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments