Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Малыш Кенкен" реж. Бруно Дюмон ("2morrow")

Обычно такой суровый зануда, Дюмон сделал телевизионный мини-сериал в жанре иронического детектива, причем, хотя смотреть его в киноформате, три с половиной часа подряд, немного утомительно физически, но фильм реально смешной, местами я просто ржал и валялся.

Малыш Кенкен - криворотый шкодливый подросток из маленькой деревни на севере Франции: бросает петарды, дружит с девочкой, гоняет с дружками приезжих негритят. Тем временем в деревне происходят убийства. Сначала в заброшенном бункере находят дохлую корову, а внутри нее - расчлененную женщину. Затем в другой корове - останки работавшего на скотобойне негра Бири. Следствие ведут дерганый и хромой жандармский комендант с беззубым помощником Карпантье. Они выясняют, что погибшие были любовниками, и подозревают фермера, мужа убитой, которого, однако, почти сразу тоже находят мертвым в куче навоза. А далее - его любовницу, привязанную голой к скале на пляже. Словно дьявол поселился в деревне - и полушуточным воплощением его может служить безликий мотоциклист в черном, муж убитой любовницы фермера. Плюс к тому обиженный местными девочками негритенок с криком "аллах акбар" начинает палить из пистолета и в результате убивает себя, а его несостоявшуюся подружку, начинающую певицу и старшую сестру приятельницы Кенкена, съедают свиньи.

Как ни странно, Дюмон - один из немногих европейских режиссеров сегодня, кто способен, не будучи христианским художником, мыслить в религиозных категориях. Поэтому отсутствие в детективной интриге видимого смысла (в последнем кадре умственно отсталый дядя Кенкена указывает на Карпантье и можно решить, что он причастен к смертям, но как-то с трудом верится) не делает бессмысленным фильм, а совсем наоборот. Может, на вопрос из серии "кто убил Лору Палмер?" в "Малыше Кенкене" однозначного ответа и не предполагается, зато что касается социальных обстоятельств дела - здесь за гротеском очень отчетливо, выпукло проступает реальность нынешней Европы и всей христианской цивилизации.

Абсолютно все жители деревни, начиная с заглавного юного героя, заканчивая комендантом, выглядят не просто недоумками, но психически ущербными существами, они дергаются и подмигивают непроизвольно, совершают необъяснимые поступки, да просто нелепы сами по себе - как если бы сериал "Участок" населили персонажами "Идиотов". Представить, что подобный фильм сняли про русских, невозможно - никто не отважился бы, русские, чья спесь обусловлена подавленным переживанием своей цивилизационной неполноценности, за такое не только четвертовали бы режиссера, но и распяли его детей, как это у них принято. В европейском же контексте ужасаться, как в других фильмах Дюмона, или смеяться по поводу того кошмара, что скрывается за внешним благополучием, но легко вылезает наружу, считают не только возможным, но и правильным, а главное - как легко и остроумно (тут хочется лишний раз процитировать Е.Ямпольскую: "обязательно берите с собой детей!") Дюмон это делает... Я только не понял, актеры ли изображают чудиков или реально это, что нынче в европах называется, "люди с особенностями развития". В "Камилле Клодель" психически больные тоже снимались, но играли самих себя, то есть пациентов лечебницы, а в "Малыше Кенкене" герои, кроме дяди малыша и парня из ресторана, номинально, в клиническом смысле здоровые. Между тем один только комендант жандармов чего стоит! А упомянутая сцена в ресторане, где прокурор распекает коменданта жандармов, в это же самое время великовозрастный дебил, которого вывели "в свет" родители, бросается едой и посудой, и помощник Карпантье за ними за всеми наблюдает - я так давно не хохотал, но, по-моему, так достоверно сыграть аутиста (а он потом еще садится за руль авто, чтобы увезти своих родителей, и после случившегося за столом это вдвойне смешно) просто невозможно.

Крайне неожиданный для Дюмона проект, однако, и по интонации, и по антуражу, и по физиологическим особенностям персонажей, и отчасти даже по фабуле - самый что ни на есть характерный для его кинематографа, от "Жизни Иисуса" и "Фландрии" до "Хадевейх", где уже возникает мотив мусульманского терроризма, и "Вне Сатаны", построенного на очень похожей сюжетной завязке с необъяснимыми серийными убийствами, в которых за отсутствием более явного подозреваемого оставалось винить все того же безответного и неуловимого дьявола:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2084254.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments