Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Спокойной ночи, мамочка" реж. Вероника Франц, Северин Фиала ("2morrow")

Русскоязычное, вернее, перевод с англоязычной версии названия повторяет припев известной песенки из старого фильма, которую очень любят герои картины, а в немецкоязычном оригинале она называется "Ich seh, ich seh" - "Я вижу, я вижу", что достаточно принципиально. Красивый, современный, стоящий на отшибе особняк принадлежит женщине, котрая возвращается домой после пластической операции к своим сыновьям-близняшкам. Вернее, к одному сыну, Элиасу, потому что Лукас некоторое время назад погиб. Но Элиас (и зритель вместе с ним по большей части) видит Лукаса, и не просто видит - братья продолжают общаться и все делать вместе, более того, именно Лукас зачастую определяет поведение Элиаса. Вернувшаяся из больницы мать, в отличие от отца (супруги в разводе, папа в кадре не появляется и почти не упоминается), вернувшаяся мать отказывается "играть", готовить два завтрака, стирать два комплекта одежды. Тогда Элиас с подачи Лукаса начинает подозревать, что существо практически без лица, все в бинтах и кропоподтеках - вовсе не мама. Когда героиня Сусанны Уэст снимает повязки, действительно можно, сравнивая с присутствующими в кадре фото, заметить, насколько она изменилась: все равно что из Лив Ульман сделать Дарью Спиридонову. Тем не менее поводом для мальчиков "проверить" маму на "подлинность" становятся не столько ее внешние изменения, сколько нежелание видеть второго (погибшего) сына, что расценивается как неспособность - "мама бы видела".

Даже не зная, что Вероника Франц - жена Ульриха Зайдля, а Северин Фиала - его племянник, с первых секунд видно, что "Я вижу, я вижу" - характерный образец современного австрийского кино и по стилистике имеет много общего, помимо Зайдля, с фильмами Ханеке и особенно с "Михаэлем" Маркуса Шляйнцера:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2244165.html

С одной стороны - явно психопатологическая, но с ироничной подоплекой, семейная история; с другой - показанный в сатирическом свете социальный контекст, чего стоит только пара комичных престарелых волонтеров "красного креста", собирающих пожертвования - от Элиаса (и Лукаса) получают 50 евро и довольные уходят, пока связанная, с заклеенным ртом мама стонет и рвется в спальне наверху. Вообще по изуверству живой и мертвой мальчики из австрийской абсурдистской трагикомедии (словно Ханеке насмотрелись, в самом деле!) дадут сто очков вперед большинству бандитов из азиатских боевиков: не надеясь на пластырь, заклеивают маме рот клеем, а потом, чтоб накормить, пытаются разрезать его ножницами - нетрудно догадаться, чем это заканчивается, но поразительно, что ждешь, когда губа порежется, и все равно эта секунда оказывается неожиданной. В то же время мальчики, ну то есть один мальчик и его воображаемый друг-близнец - не маньяки, а по-своему добрые дети, только мама не всегда позволяла им проявить эту доброту: они находят кошку и прячут в коробке под кроватью, а когда кошка гибнет, винят мать и подбрасывают труп животного в аквариум из-под мадагаскарских тараканов (да, в богатом доме чего только нет!), налив в него воды - мать, в наказание, бросает в воду тараканов, что для них гибельно.

С начала, где мальчики забираются в подвал, и до конца, до зрелища апокалиптического пожара и финала, где братья снова пробираются через заросли кукурузы, чтоб встретить мать, иронично-холодная австрийская киноэстетика, с долгими статичными планами, снятыми неподвижной камерой, выдержана идеально. Под конец же режиссеры позволяют себе маленькое "хотиненко" - видимо, в качестве шутки, но нарочито сусальная картинка с красивой мамой и счастливыми близнецами в обнимку после пожара, в котором замученная мамаша сгорела заживо, кажется не парадоксальной и не остроумной, а скорее немного безвкусной, отчасти нарушающей целостность впечатления от, несомненно, превосходной картины.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments