Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта в "Новой опере" реж. Алексей Вэйро, дир. Ян Латам-Кениг

Не удалось посмотреть спектакль во время премьерной серии, а хотелось именно с Латамом-Кенигом, потому что он в этой творческой команде, конечно - самая сильная фигура, поэтому дошел только теперь. Хотя из-за подзвучки (так мне показалось) солистов не всегда было слышно за оркестром, в музыкальном плане постановка сделана на очень хорошем уровне. Причем Граф и Графиня (Алексей Богданчиков и Елизавета Сонина) и особенно Керубино (Анна Синицына) звучали порой эффектнее, чем Фигаро (Дмитрий Орлов) и Сюзанна (Галина Королева). Что касается режиссера и художника - тут вопросов еще больше, чем бывает обычно. Мгновенно исчезнувшая из репертуара "Пиковая дама" Юрия Александрова, даже если не брать в расчет реакцию неадекватной публики (за адекватной публикой надо ехать еще дальше, чем за выдающимися спектаклями) была интересно задумана, но идея воплощалась столь уродливо и безвкусно, что дискредитировалась полностью. Со "Свадьбой Фигаро" Вэйро проблема противоположная. По "картинке" она выглядит совсем неплохо. Правда, скошенный и грозящий сползти в оркестровую яму подиум-трансформер с люками, подобием балетных станков для "упражнений" солистов и миманса, другими "сюрпризами" внутри вместе с нависающей над ним подсвеченной рамкой, вся эта абстракция и геометрия - мягко говоря, не новость, и сценография сделана практически по "типовому" проекту, бэушная конструкция. То же и с костюмами - не "исторические", не откровенно "сегодняшние", на свой лад стильные, Фигаро весь в белом, общая гамма - ч/б, и на этом фоне выделяются яркими пятнами прежде всего Граф и Графиня в алых нарядах, а также гротескные фигуры второго плана - Марцелина, Бартоло, Антонио и т.д. Народу на сцене постоянно - пропасть, много явно лишней суеты, но к этому можно привыкнуть и лично мне как раз был бы интересен сюжет, рассказанный режиссером поверх и помимо основного. Однако такой сюжет должен быть по крайней мере внятным. А режиссер, такое ощущение, любой ценой стремился добавить действию живости, и пускай за счет осмысленности - неважно. Уже на увертюре Фигаро прикладывает к полу ухо, что-то стараясь подслушать, пока парочки целуются за простыней, а землемеры уточняют масштабы графского "имения", охватывая подиум по периметру. У Керубино откуда-то взялся пистолет, причем еще до того, как граф задумал спровадить его в армию - на самом шлягерном рондо Фигаро начинает из него палить, инициативу подхватывают крестьяне, до этого готовые защищать своих девушек от посягательства графа шестами, и из тех же палок им удается перестрелять друг друга, чтоб потом Графиня с фонарем в виде голубки ходила, искала среди тел, и "воскрешала" их пропетыми словами любви - будь такая линия вписана в некую общую концепцию, вышло бы, наверное, интересно, но "побоище" с флагами современных европейских стран (начиная с французского республиканского) лишь иллюстрирует слова Фигаро об армии, не больше и не меньше. И совсем уж жалкий прикол - развернутый Керубино свиток со штампом "самиздат". Совсем я не понял, что делала на авансцене женщина с тазом - я поначалу, признаться, принял ее за прачку, а потом оказалось, что в тазу тесто, из него Фигаро очень символично лепит очередную "интригу" - но с чего бы в тазу? И у меня такие вопросы возникали на каждом шагу, благо придумок у режиссера в запасе - масса. В финальной картине Фигаро с забинтованной головой очерчивает вокруг себя круг углем (даже не мелом) - откуда это увлечение бытовой магией? Под самый конец, когда все уже на первый взгляд прекрасно, крестьяне опять-таки палками ударяют оземь и девушки, до того изображавшие деревья в саду, падают. Что совсем уж удивительно - на последней ноте падает, отбросив костыли, на которых ходил весь спектакль, доктор Бартоло: с ним-то что стряслось? Я уже не говорю про трехколесные "летательные" (но без крыльев) аппараты, спускающиеся с колосников в начале второго акта на пару минут только для того, чтоб разбросать кучку купюр в сцене, где Марцелина признает Фигаро сыном.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments