Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Жанна д'Арк" Дж.Верди в "Новой опере", дир. Михаэль Гюттлер

Впервые я Гюттлера услышал в Екатеринбурге, и там его "Борис Годунов" в постановке Тителя был настолько удачен, что когда спектакль привезли в Москву, я пошел на него снова:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2793902.html

С "Жанной д'Арк" все, конечно, сложнее, начиная с материала - далеко не образцового в плане музыкальной драматургии, к тому же по вердиевским стандартам и не особенно мелодичного. Отталкиваясь от "Орлеанской девы" Шиллера, композитор вместе с либреттистом представляют Жанну, с одной стороны, девой-воительницей, даже погибающей не на костре, а от полученных в бою ран, с другой, влюбленной (в Карла) девушкой, и в том и другом случае одолеваемой ангелами и демонами, почти как Рената в "Огненном ангеле" Прокофьева по Брюсову, только, в отличие от Прокофьева, у Верди ангелы с демонами еще и поют хором наряду с воинами. Кроме Жанны и Карла большую роль в сюжете играет отец Жанны - крестьянин-пастух Жак сначала выдает дочь англичанам, затем пытается ее спасти. В музыке оперы, что характерно для раннего Верди, вальсовые ритмы чередуются с маршевыми, арии же Жанны (Джованны) - в основном лирического характера, она мечтает, размышляет. Эльвире Хохловой именно арии удались лучше остального, хотя не все в них было гладко. С дуэтами проблем возникло больше, да и партнер, Сергей Поляков, в партии короля Карла оказался, называя вещи своими именами, слабым звеном, голоса ему очень часто не хватало ни для высоких нот, ни для того, чтоб хотя бы ровно пропеть фразу. Неплохо показал себя Илья Кузьмин в партии пастуха Жака. Режиссура Алексея Вэйро носила на сей раз чисто технический характер (при том что хору вряд ли обязательно было всякий раз уходить и возвращаться - шума хватало и от публики, зачем создавать дополнительный?) Что касается дирижера - у меня возникло ощущение, что Гюттлер пытался как-то обыграть несовершенства партитуры, добавить ей где-то вагнеровского трагического пафоса, а где-то, наоборот, максимально облегчить, придать динамики, игривости, хотя такие попытки нередко оборачивались лишь визгом деревянных духовых. В полной мере это в любом случае вряд ли бы ему удалось, не так много автором заложено для этого возможностей. Но так или иначе исполнение раритетного сочинения на приемлемом уровне - событие значительное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments