Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Дикие истории" реж. Дамиан Шифрон в "35 мм"

За пару минут до того, как войти в зал на сеанс, прочел в интернете, что "Дикие истории", оказывается, вошли в финальный список иностранного "Оскара". Не придаю значения подобной ерунде, но в течение следующих двух часов много раз задавался по ходу просмотра вопросом: да это полно, та ли-с? Впрочем, не припоминаю, чтоб хотя бы номинировался на "Оскар" какой-нибудь из по-настоящему выдающихся фильмов последних лет, будь то "Синекдоха, Нью-Йорк" Кауфмана, "Святые моторы" Каракса, даже Зайдля в этом списке не было, а вот то, что было, поди еще и не вспомнишь навскидку. "Дикие истории" - как раз такой случай. Испаноязычное кино сегодня по большей части - полное фуфло, это либо дешевые комедии-мелодрамы, либо убогая мистика (в Барселоне я видел плакаты фильма "Не плачь, лети", который показывали на прошлогоднем ММКФ - вот из этой как раз серии, и у них он только теперь выходит в прокат), либо еще более жалкие социально-политические драмы, задним числом неизменно пинающие франкизм, если речь идет об Испании, или, если о Латинской Америке, местные диктатуры. Редкие исключения вроде "Последней искры жизни" де ла Иглесиа, кстати, тоже не сказать чтоб "Оскаров" гребут лопатой. В аргентинских "Диких историях", где в качестве продюсеров значатся братья Альмадовары (но не исключено, что их участие ограничилось согласием поставить в титры громкую фамилию), по крайней мере, не откровенных политических спекуляций - уже легче. Но нет и ничего такого, что выводило бы картину из ряда однородных. Не самая позорная, незанудная, вполне смотрибельная "черная комедия", а вернее, комедийный киножурнал, состоящий из отдельных новелл, не связанных сюжетно, но, как становится понятно очень скоро, объединенных общим мотивом.

Пролог, в котором пассажиры авиалайнера перед взлетом случайно обнаруживают, что все они так или иначе связаны с одним человеком и причинили ему когда-то зло, а этот человек является стюардом самолета и уже заперся с пилотами в кабине, совсем ничего путного не предвещает. И первая история подтверждает худшие опасения - в кафе заявляется мужчина, в котором официанта опознает негодяя, погубившего благополучие ее семьи, и старуха-напарница предлагает подсыпать в еду крысиный яд, но к злодею присоединяется его сын подросток, мнительная девушка не выдерживает, и тогда бабка, не надеясь на просроченный яд, берется за нож. Следующие новеллы, правда, чуть-чуть повеселее и посвежее, но ненамного. Совсем как в "Дуэли" Спилберга, двое водителей на захолустной трассе не поделили абсолютно пустую дорогу, владелец дорогой машины оскорбил местного жителя, но пока менял проколотое колесо, тот его нагнал - в результате оба погибли лютой смертью, а их обгорелые, спекшиеся в обнимку тела, полиция приняла за любовников. Как ни странно, самая любопытная и драматургически удачная история связана с социальной сатирой, на что менее всего можно было рассчитывать. Инженер-взрывник покупал торт в день рождения дочери, когда его машину эвакуировали. Попытки доказать, что разметка на дороге стерлась и о запрете на стоянку оставалось только догадываться, ни к чему не привели, обиженная за дочь жена подала на развод, а из-за скандала в полицейском участке героя уволили с работы, и тогда он напихал в машину взрывчатки и устроил так, чтоб ее увезли на штрафстоянку - попал в тюрьму, но обрел множество сторонников, наказал коррумпированную систему и, что немаловажно, вернул расположение жены с дочкой (поскольку речь идет о далекой Аргентине, православная цензура пропаганды экстремизма здесь не усмотрела, а с бездуховного запада что возьмешь, там же все прогнило). Слишком куцая, но неплохо придумана новелла про богатенького сынка, сбившего насмерть женщину с ребенком, и папашу, торгующегося с прокурором, адвокатом и садовником, готовым за компенсацию взять вину на себя - жалко, что не хватило запала развить интригу, муж погибшей сразу укокошил своекорыстного садовника, но, во всяком случае, история неплоха тем, что богатые и бедные, власть имущие и бесправные в ней одинаково непристойно себя ведут и дело, оказывается, не в материальных возможностях, а все-таки в человеческих качествах. Последняя часть, про невесту, на своей еврейской свадьбе устроившей дебош, выяснив, что жених ей изменял перед свадьбой да еще и пригласил разлучницу на церемонию, к финалу сдувается совсем в духе "Горько" Жоры Крыжовникова, при том что изначально до Крыжовникова этому эпизоду творения Шифрона далеко, да и остальным тоже.

Относительная небанальность пафоса (отсутствие жесткого маркирования "хороших" и "плохих" по принципу "богатые" и "бедные"), к сожалению, полностью забивается тривиальностью морали более общего плана. Легко заметить, что каждый из микро-сюжетов построен так или иначе на мотиве возмездия, наказания, стремления ответить насилием на насилие: люди самого мирного нрава и профессии в состоянии стресса, иногда по важному, а то и по пустяковому поводу, словно кот Леопольд, наглотавшийся "озверина", начинают буйствовать с непредсказуемыми для них самих и для окружающих последствиями. И за исключением наиболее удачной истории про взрывника (прозвище "Взрывник" борцу с парковщиками, продажными чиновниками и полицией ему дают единомышленники в соцсетях), во всех остальных случаях ни к чему хорошему подобное "противление злу" не приводит. Предложений, хотя бы для композиционного равновесия, задуматься на минутку, к чему ведет "непротивление", однако, в фильме нет, зато примеры решительных действий в лице Взрывника и обманутой невесты оказываются каждый на свой лад успешными - и окончательно разрушают шаткую структуру. Но такие, более-менее забавные, и вместе с тем "легкоусвояемые", примитивные произведения, почти телевизионного, скетчкомовского формата, видимо, для "Оскара" подходят лучше всего - понятно, что из всех возможных претендентов у "Диких историй" наименьшие шансы, но в списке, где нет ни Алехандро Ходоровски, ни Джонатана Глейзера, ни других режиссеров, создавших действительно шедевральные картины минувшего года, Шифрон занимает свое законное место. Вот "Иду" Павликовского там видеть странно - для того, чтоб попадать в перечни и рейтинги, она слишком хороша, слишком "штучная" работа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments