Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Это странное имя Федерико" реж. Этторе Скола

В прошлом году на ММКФ этот фильм смотрели немногие, но хвалили - и есть за что: он обаятельный, искренний и мастеровитый, хотя как кино и вряд ли много стоит, но подобному сочетанию сопротивляться трудно - да и надо ли? Фигура режиссера в кресле у берега моря, "нарисованного" на экране павильона. Легендарная киностудия, где память и фантазия одного крупного режиссера "воскрешает" и воплощает видимые образы из жизни другого, еще более крупного. А Скола - достаточно крупный режиссер, чтоб пытаться "примазаться" к чужой славе, и это спасает фильм от ощущения, что рассказчик спекулирует на знакомстве со знаменитостью. Наоборот, Скола иногда подчеркнуто скромничает, а иногда иронизирует над статусом старшего друга как признанного "гения". Эпизоды первых послевоенных лет нарочито стилизованы под "неореализм": пятилетний Этторе читает слепому деду сатирический журнал "Марк Аврелий" , где печатается двадцатилетний Федерико. В дальнейшем картинка и интонация меняются - взрослые герои (Этторе спустя годы тоже пришел работать в "Марк Аврелий", а Феллини уже кропает комедийные сценарии и хотя не стяжал еще славы, но неплохо зарабатывает, может позволить себе хороший автомобиль) ездят ночами на по Риму, Федерико за рулем; встречают персонажей будущих фильмов - в частности Кабирию (Ванда, прозванная Джокондой за то, что постоянно улыбается). До гротеска, свойственного поздним картинам Феллини, доводится сценка с мамой Мастрояни, которая вторгается в киношную идиллию, чтоб пожурить Феллини за то, что в невыгодном свете снимает ее сына, и поставить Сколу в пример. Самое приятное, что "Это странное имя Федерико" легко соединяет в себе субъективность, фантасмагоричность, иронию - с довольно-таки дельным изложением биографическим фактов, информативной насыщенностью: с одной стороны - декорации, приемы, подчеркивающие условность происходящего, "призрачные" персонажи, а с другой - обозначение исторического контекста, в котором формировался Феллини как художник, кадры из фильмов, начиная с "Белого шейха" и даже более редких, например, "Чуда", где Феллини как актер в дуэте с Анной Маньяни сыграл бродягу, которая полоумная крестьянка-Маньяни принимает за святого Иосифа. По эстетическому своему значению "Федерико" Этторе Сколы, может, и недалеко ушел от "Параджанова" Сержа Аведикяна, но здесь есть и личность автора (Сколы), и незатертый образ героя (Феллини), и ощущение времени, и вместе с тем - осознание, что время это минуло безвозвратно, остались только пустые и обветшавшие съемочные павильоны. А еще фильмы - вот над ними (лично я совсем не фанат кинематографа Феллини, но это неважно в данном случае для впечатлений от просмотра) время как раз не властно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments