Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Страсти по Матфею" И.С.Баха в "Новой опере", дир. Ян Латам-Кениг, реж. Алексей Вэйро

С большим сожалением мне пришлось уйти в антракте - по причинам, как говорится, от редакции не зависящим и уж точно никак не связанным с качеством исполнения музыки. Но хотя я и знал заранее, что до конца досидеть не получится, и даже главный "шлягер", альтовую арию с хором Embarme dich mein Got в начале второй части, я не застану, совсем не приходить тоже показалось мне невозможным. Вообще оратории Баха послушать живьем выпадает нечасто, но как раз совсем недавно, практически только что "Страсти по Матфею" исполнял в Москве "Бах-ансамбль Гельмута Риллинга":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2981658.html

Казалось бы, в неизбежном при такой минимальной временной дистанции сравнении с соотечественниками композитора, специализирующимися на его творчестве, версия "Новой оперы" должна проигрывать - ничуть не бывало! Уж для Москвы это точно два по меньшей мере равнозначных музыкальных события. Мало того - стильная, строгая, продуманная и безупречно собранная версия Латама-Кенига (а главная заслуга тут, несомненно, принадлежит дирижеру) позволяла еще более, чем у "Бах-ансамбля", воспринимать "Страсти" как композиционно и концептуально целостное произведение. Не подвели и певцы - а ведь "Новая опера" обошлась исключительно собственными силами, без приглашенных солистов. Тенор Георгий Фараджев в целом удачно выступил и за Евангелиста тоже, ну разве что в арии "Я бодрствовать со Иисусом буду" малость разошелся с оркестром. Ольга Ионова (сопрано), Валерия Пфистер (альт), Максим Кузьмин-Караваев (бас), пусть последний и в несколько меньшей степени - показали себя с наилучшей стороны, голоса солистов, хор и оркестр звучали очень ровно.

Вот копеечная театрализация от режиссера Алексея Вэйро смотрелась, мягко говоря, необязательной приправой. Без рассыпанного по сцене искусственного снежка, бутафорского креста и тем более белого черепа на черном стуле наверняка нетрудно было обойтись. Смысл прохода хористов с чемоданами через зал перед началом действа я тоже, признаться, не понял - хотя может быть дальше эта идея развивалась и обыгрывалась, просто я что-то упустил. С другой стороны, то, что и детский хор на полу, и основные хористы, и тенор с басом на стульях поначалу пели сидя, а выходили и становились перед пультами только две солистки (могу теперь только предполагать, что во второй части, с нарастанием пафоса, мизансцена поменялась), на мой взгляд, получилось уместно и осмысленно - такой нехитрый "режиссерский" прием придал оратории при всей масштабности партитуры камерный характер, с оттенком личного воспоминания, интимного переживания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments