Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Капли датского короля. Посвящение Булату Окуджаве" в театре п/р Е.Камбуровой, реж. Иван Поповски

Пиетета по отношению к герою спектакля я не испытываю, а формат стилизованного застолья мне и подавно не близок, но я честно старался вникнуть в суть постановки, оставляя в стороне личные предубеждения. Хотя за годы существования "Капель датского короля" в театре Камбуровой (с момента премьеры прошло более десяти лет) еще и вышла фундаментальная биографическая книжка Дмитрия Быкова, которая мне, признаться, трепета в связи с именем и творчеством Окуджавы также не добавила:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2729107.html
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2729421.html

Однако после быковского исследования "мемуарные" вставки в композиции спектакля, основанные прежде всего на фрагментах "Упраздненного театра", звучат совсем наивно. При том что биографические вешки автором либретто Юрием Соколовым расставлены в хронологическом порядке, а исполняемые то вместе, то поврозь, а то попеременно музыкальные номера, так или иначе их иллюстрирующие, используются более-менее произвольно, иногда и явно неуместно (к примеру, "Бумажный солдат", увязанный с темой войны и стремлением юных добровольцев на фронт: песня про что угодно, только не про войну). Заковыристые, порой помпезные аранжировки, профессиональный вокал большинства артистов, микрофонные стойки - все это не слишком органично сочетается с накрытым столом, настоящей, не бутафорской снедью, с вином, которым под конец угощают зрителей (хотя вино вкусное, сладкое), а также горящими свечками и прочей "атмосферной" атрибутикой - в таком парадоксальном контексте интимность, доверительность интонаций неизбежно должна казаться противоестественной, надуманной. Присутствие за столом и в ансамбле исполнителей мальчика с девочкой, как бы из детства героя, тоже несет в себе, на мой взгляд, элемент спекулятивности, хотя мальчик в некоторых случаях выступает очень здорово и отдельным песням придает свежий смысл. В основном же форма театрализованного концерта так или иначе подминает под себя все остальные режиссерские ходы - немногочисленные и непритязательные (в отличие от "тетраптиха" Поповски, который составляют его спектакли "P.S.Грезы", "Абсент", "Времена... Года..." и "Земля", и среди них наиболее выдающимися в художественным отношением я нахожу "Времена... Года...").

С одной стороны, в "Каплях Датского короля" противоречия между театральной формой и литературно-музыкальным материалом не столь непримиримы, как в последней премьере театра "Тишина за Рогожской заставою", где из безобидных популярных песенок 1930-50-х годов по воле режиссера (или помимо нее) возникает образ страшного мира (и не абстрактно-символического, но конкретно-исторического, того самого, сегодня пафосно именуемого "русским миром"):

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2993436.html

С другой, в "Каплях..." обнаруживается противоположная крайность - излишняя, превосходящая все рамки разума и вкуса инфантильная доверчивость авторов к герою и к материалу, отсутствие дистанции и, соответственно, хотя бы тени иронии в восприятии поэтических текстов, а, как следствие, "считывание" лишь самого поверхностного слоя их содержания, в то время как Окуджава, что ни говори - наиболее значительная и своеобразная фигура в т.н. "бардовской песне" и во многом выходящая за ее узкие рамки (на что указывает в своей книжке и Дмитрий Быков). Оттого изощренность музыкальной драматургии спектакля при столь прямолинейном, если не сказать грубее, взгляде на поэзию Окуджавы меня скорее коробит, нежели трогает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments