Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Монолог" реж. Илья Авербах, 1972

Фильмы Авербаха я пересматриваю постоянно, но в последнее время чаще попадаю на "Голос" и "Чужие письма", хотя в свое время именно "Монолог" видел больше, чем остальные его картины вместе взятые. И сейчас, посмотрев его опять после перерыва, впервые обратил внимание, что в "Монологе" присутствуют явные, хотя может быть и невольные, переклички с "Земляничной поляной" Бергмана. Причем не только на уровне сюжета: старик, подвергающий переосмыслению прожитую жизнь - мотив в искусстве распространенный издавна, задолго до возникновения кино. Правда, у Бергмана и Авербаха не просто старик, а в обоих случаях - крупный ученый. Профессор Борг и академик Сретенский пытаются понять, как они на склоне лет оказались одиноки и всеми отвергнуты при наличии детей и внуков. При том, что любопытно, Борг всегда был эгоистом, зацикленным на собственных интересах, тогда как Сретенский, наоборот, всего себя отдавал - и работе, и дочери с внучкой. Но к результатам они пришли очень сходным. Авербах, правда, во-первых, вынужден добавить герою такую черту, как "трудовой энтузиазм" (хотя эта сюжетная линия, связанная с образом кандидата наук Котикова-Станислава Любшина, подвигающего академика-орденоносца бросить должность и заняться разработкой спорной темы, кажется надуманной), а до кучи и "борьбу за мир и социальную справедливость", без чего "образ настоящего советского ученого" вряд ли добрался бы до легального экрана при жизни автора; а во-вторых, напоследок старается подсластить пилюлю и примиряет Сретенского (потрясающий Михаил Глузский, лучшая роль в его биографии) если не с дочкой (Маргарита Терехова), так хотя бы с переживающей любовную драму внучкой (Марина Неелова). Зато сходство проявляется еще и в другом, а именно - в символическом, но поданном почти буквально, "реалистично", общении героя с собственным прошлым в лице 14-летней возлюбленной из давно минувших дней. Мотив потом разовьется в фильме "Объяснение в любви", снятой по книге Габриловича, написавшего также и сценарий "Монолога", там он станет не только сюжето... но и композиционнообразующим; в "Монологе" же присутствует только на уровне эпизода, но ключевого, кульминационного, предфинального: старик, погрустив на набережной Невы, беседует в сквере со своей 14-летней "ровесницей", грань между явью и сном стирается - совсем как у Бергмана.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments