Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

а это "Оттепель"

На премьерных эфирах сериала "Оттепель" мне не выдалось возможности даже урывками, мелкими кусками его посмотреть - я реально, на самом деле не видел ни минуты, и воспользоваться приглашением на спецпоказы в "Пионере" тоже не сумел. Когда проект бурно обсуждали, я тоже не слышал - ну а что слушать, если собственного мнения нет. Но сейчас в повторе старался смотреть первые серии внимательно.

Когда утверждают, что "Оттепель" - на редкость удачное телевизионное кино, это, в общем, справедливо. Причем характеристика "телевизионное" в данном случае - чисто техническая, не предполагающая скидок на "попсовый", заведомо "низкий" статус жанра. Однако не трогая крайние случаи вроде "Твин Пикса" Линча или "Королевства" Триера, обыкновенных добротных сериалов не так уж мало. "Оттепель" - тоже очень добротный, грамотно, по всем правилам и на совесть сделанный продукт. Во многом благодаря актерам - и умному кастингу, и многочисленным удачам отдельных исполнителей. Прежде всего выделяются даже не главные герои, а второстепенная, казалось бы, фигура - второй режиссер Регина Марковна, сыгранная Ниной Дворжецкой и мощно, в хорошем смысле монументально, и предельно аккуратно, без малейшего "пережима", хотя ее эффектную присказку "идите в жопу" очень легко было превратить в пошляческий опереточный рефрен - этого не случилось (кстати, и "жопа", и "пидарасы" в "Оттепели" проговариваются вслух, без пропусков и "пиков" - а то на других каналах уже ни Рязанова, ни Балабанова невозможно смотреть из-за нынешних лицемерных порядков). Героиня Дворжецкой - "добрый дух" съемочной группы, и может быть это тоже отчасти передалось актрисе, но в любом случае ее личная творческая победа в этой роли вызывает восхищение и отчасти оторопь - с непривычки. Ну Евгений Цыганов - само собой, у него никогда не поймешь, за счет чего получается образ, природной органики или мастерства, и его Виктор Хрусталев, гений операторского искусства, любимец женщин, но внутри слабовольный, не без гнильцы человек (в чем-то напоминающий типажа не оттепельного, а более позднего времени советского кино - "плохой хороший человек", таких играли Даль и Янковский, особенно выразительный пример - "Полеты во сне и наяву"), однако при всех противоречиях абсолютно убедительный тип. Исакова и Чиповская - на месте. Отличный дебют в серьезном формате Евгения Волоцкого - Санча, брат Марьяны, художник по костюмам: как театрального актера я его знаю давно по спектаклям МТЮЗа, но на экране увидел впервые, до сих пор он если и снимался, то в каких-то сериальных эпизодах. Замечательный и на удивление свежий, несмотря на то, что снимается без передышки, Михаил Ефремов, играющий режиссера-лауреата Федора Кривицкого. Чудесная, необычайно трогательная, хотя работающая очень жестко Яна Сексте - в не самой выигрышном для актрисы, казалось бы, амплуа: Люся - девушка-кинооператор, нарочито "некрасивая", мужиковатая немного, но при этом - хрупкая и ранимая. Поразил Павел Деревянко - его постоянно используют как артиста гротескового, этакого клоуна, отчасти это есть и в его персонаже "Оттепели", звезде советского "дооттепельного" кино Геннадие Буднике, но постепенно, не сразу, за чем очень интересно следить, характер раскрывается очень разными сторонами, он и самовлюбленный (постоянно подчеркивает свое положение, бравирует "знакомствами" с западными кинодеятелями), и закомплексованный, и подлый, и способный прийти товарищу на выручку - именно Будник своими способностями говорить разными тембрами помогает блестяще провести "следственный эксперимент" и поставив под сомнение показания свидетеля-звукорежиссера вытащить Хрусталева из тюрьмы, куда его стремится засадить по обвинению в убийстве сценариста Паршина старой, сталинской закалки следователь (тоже неплохая работа Василия Мищенко).

Собственно, смерть кинодраматурга Паршина на пике их совместного с Хрусталевым запоя и дальнейшая попытка молодого амбициозного выпускника ВГИКа режиссера Егора Мячина и опытного, но с трудной судьбой и скверными повадками оператора Виктора Хрусталева протолкнуть через директора "Мосфильма" (Владимир Гостюхин) фильм по последнему сценарию погибшего "Осколки" про мальчика в партизанском отряде служит завязкой всех сюжетных линий. Но, помимо образа Мячина (мне показалось, что замечательный актер Александр Яценко в "Оттепели" чувствует себя заблудившимся - абсолютно естественный в картинах Бориса Хлебникова или Николая Хомерики, здесь он, по-моему, не вписывается в "картинку", хотя очень старается), у сериала немало проблем с сюжетом. Сценаристы приложили много усилий, чтоб получилось увлекательно - и я бы сказал, перестарались. В "Оттепели" всего малость через край. Мелодраматические коллизии (Мячин влюбляется в Марьяну, девушку Хрусталева, Марьяна, не будучи актрисой, попадает на главную роль в фильм, которую, пока Кривицкий лежит в больнице, директор студии навязывает Хрусталеву взамен на обещание потом принять в производство "Осколки", а Хрусталев, со своей стороны, берет режиссером-стажером Мячина, потом Хрусталев возобновляет отношения с бывшей женой, приложившей огромные усилия по вызволению Виктора из СИЗО, и Марьяна, которую успела приревновать к мужу жена Кривицкого, принимает ухаживания Егора...) слишком уж сильно отдают какой-нибудь "Дикой Розой" - ну просто водевильные схемы по принципу "все со всеми". Наверное на съемочных площадках случается и не такое, да и почему на площадках - в жизни сплошь и рядом находится место вещам, которые и сценаристам мексиканского "мыла" не пришли бы в голову, но при такой "интенсивности" действия, насыщенности событиями, как в "Оттепели", подобный сюжет неизбежно отдает надуманностью. Как и, с одной стороны, искусственно привнесенная криминальная интрига с обвинением Хрусталева в убийстве, а с другой, слишком быстрое и легкое его освобождение из застенка. И вообще сюжетные мотивы в "Оттепели", на мой взгляд, чересчур рационально расфасованы и разложены по полкам, как в супермаркете: полный набор, с ярлычками, со значками ОТК - но не хватает естественности, "легкости дыхания", что ли. Как говорит режиссер Федор Андреевич жене-клуше - "ближе к жизни получается очень грустно", но проблема не в том, что "Оттепель" далека от жизни, это, в конце концов, вымышленная история и жанровый телепроект. Загвоздка в том, что все в "Оттепели" отдельно: вот тут - "правда жизни", "исторический контекст", "атмосфера", блин, "эпохи", стремление к ее честному, критичному осмыслению; тут - жанровые условности, немножко комедийные, немножко мелодраматические, чуть-чуть детективчика для остроты добавим; а еще для декора - профессиональной самоиронии - к примеру, когда Будник в припадке самобичевания предлагает Кривицкому вместо себя Ефремова, персонаж Михаила Ефремова чуть ли не отплевывается: мол, ты, Гена - главное, что есть в фильме. Или стихи Шпаликова, которые читает Мячин Марьяне после того, как она перебралась к нему в комнату - почитал и девушка решается пригласить его к себе в постель, а судьба Шпаликова очевидно послужила в какой-то степени толчком для сюжетной завязки. Короче говоря, "Оттепель" - как дорогая и исключительно качественная брендовая вещь, которую, чтоб уж точно никто не усомнился в ее первосортности, со всех сторон облепили лейблами, бирками, этикетками, бренд и на груди, и на спине, и на подкладке. Качество вроде бы и так очевидно, но когда производители с такой настойчивостью лезут с ним в глаза, поневоле возникают сомнения - а не подделку ли дешевую впаривают?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment