Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Мой внук Вениамин" Л.Улицкой в РАМТе, реж. Нина Дворжецкая

Поскольку неизгладимое впечатление на меня произвела постановка этой пьесы (под названием "Незабудки") в театре "У Никитских ворот", где доходящая до непристойного примитива и безвкусицы драматургия Улицкой была явлена во всей своей неприкрытой "красе", а от того, что делала на сцене Райна Праудина в роли Фиры, вылезали на лоб глаза, альтернативную версию РАМТа, которая тоже идет вот уже больше трех лет, я смотреть не спешил, хотя о ней многие отзывались благожелательно, и в первую очередь это касается актерских работ.

Что оказалось справедливо: исполнительницы главных ролей, Наталья Рязанова (Эсфирь Львовна) и особенно Наталья Платонова (Елизавета Яковлевна) работают с необычайной и вдвойне удивительной применительно к подобного сорта тексту актерской чуткостью, в чем, вероятно, не мала и режиссерская заслуга. Пьеса Улицкой настолько скверная и убогая, что не превратить героинь, старых евреек, в антисемитский шарж практически невозможно - актрисам же РАМТа такое чудо оказалось по силам, хотя в образе Эсфирь гротесковые краски все же присутствуют и иногда чуть захлестывают за край. Но если какое-то действующее лицо в спектакле Дворжецкой и выглядит карикатурой - то не еврейские бабки, а русский солдафон-тупица, в исполнении Алексея Боброва (в отличие, кстати, от роли Егора Атаманцева "У Никитских ворот", где именно солдатик Витя оказывался самым человекообразным существом), здесь если и вызывающий сочувствие, то скорее снисходительно-ироническое. Впрочем, пьеса Улицкой и пронизана этой двойственностью - с одной стороны, интеллигентским, сугубо русскоязычным евреям присущим, кстати, комплексом самоуничижения (стремлением посмеяться над своими особенностями прежде, чем успеют посторонние), а с другой, скрытым высокомерием (для еврейских старух бытовой, далекий от нацистской "идейности", но чисто животный антисемитизм русских - повод не для страха за себя, а для сочувствия по отношению к "непросвещенным" и дополнительных стараний "доказать" им, что не все евреи такие мерзкие, как Витюше внушала родная бабушка). Если на спектакле "Никитских ворот" мне было физически трудно присутствовать, то на рамтовском время пролетело незаметно, в первом действии меня совсем ничто не раздражало, во втором, где прописанные Улицкой мелодраматические перипетии зашкаливают уже за все границы разума и вкуса, пришлось чуть труднее, но в целом - нормальный, качественно сделанный спектакль оказался.

Однако достойный уровень театральной игры, приложенный к откровенно ущербному первоисточнику, дает неожиданный побочный эффект: актрисы столь убедительны в своих образах, что волей-неволей воспринимаешь персонажей отчасти как реальных, а не высосанных из пальца бездарной, но преисполненной благих намерений графоманшей. И тогда против желания начинаешь задумываться, а что же они делают и как собираются жить дальше, после того, как приведут обратно солдатика в свою еврейскую хатку и пьеса закончится, а жизнь продолжится: вот эти хлопотливые еврейки выкормят русского ублюдка, прижитого безмозглой Сонечкой от тупорылого Витюши, ублюдок русский вырастет - и, если бабки до этого дотянут, поступит ли он с ними иначе, чем всегда поступали русские с евреями? Улицкая почему-то рассчитывает, что именно так все и будет - ну это о многом лишний раз напоминает, помимо более чем скромного дарования писательницы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments