Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"New Year Shorts" в "35 мм": реж. Жора Крыжовников, Донал Глисон, Иван Петухов и др.

Хотя в "новогодней" программе (не такой безупречной, как "черная", но тоже насыщенной) присутствуют сразу несколько заметных короткометражек, основное внимание привлекает, конечно, "Нечаянно" Жоры Крыжовникова. 20-минутный фильм создателя дилогии (пока что) "Горько" выдержан в том же духе и стиле, что его полноформатные кинохиты, но более органичен по настроению - работа свежая, и рискну предположить, в ней режиссер позволил себе некоторые вещи, невозможные в кино, предназначенном для кинопроката. Коля (Тимофей Трибунцев) зашел к старухе-соседке в новогоднюю ночь за солью - жена послала. Бабка (характерно, что актриса - та, что играет бессмертную "бабу Маню" в киносериале "Елки", где ее в каждой серии "убивают" лыжник со сноубордистом, что тоже, наверное, по-своему символично) предложила присесть, выпить, закусить пирожком - в ожидании ее собственного сына. Отвернулась, а Коля взял со стола попавшийся под руку кухонный топорик и тюкнул соседку сзади. Пришла жена (супруга режиссера Юлия Александрова) - спрашивает, что случилось, а Коля объясняет - старуха сама виновата, зачем отвернулась, зачем топорик оставила, в общем, "это была самооборона". Ну сели Коля с женой смотреть у старухи в комнате новогоднее шоу по телевизору, смотрят, обсуждают - почему Меладзе так быстро поседел и "не из этих ли" Билан. Появляется брат жены (неизменный Александр Паль), предлагает бабку расчленить. Подгребает теща - у нее на уме растворить труп в кислоте. Тесть (Юрий Кузнецов) говорит, что надо на дачу уехать, а потом вернуться и квартиру с телами сжечь - это уже после того, как заявился старухин сын и вся семейка его общими усилиями укокошила впридачу к бабке. Но с каждым новым явлением перед новогодним телевизором неизменно возникают только два вопроса - почему поседел Меладзе и "не из этих ли" Билан. Момент, когда старухиного сына убивают всем скопом прямо под новогоднее поздравление Путина, а потом, чтоб успеть произнести тост под бой курантов, по-быстрому разливают шампанское (из старухиным запасов, потому что празднуют в ее квартире) - просто "ударный". И самое здесь любопытное, что персонажи - в отличие от западных "черных комедий" - не фрики и не выродки, а обычные, "нормальные" русские, и эту их русскую природу режиссер как никто другой чувствует. Короткометражка Жоры Крыжовникова, пожалуй, менее совершенна, чем его полные метры, и, может быть, даже не так остроумна в деталях, как "горькие" комедии, но зато в каждой из частей "Горько" точно схваченное моральное и физическое уродство русских, ущербность их образа жизни и мышления, оборачиваются сентиментальной настойчивостью "полюбить их черненькими", причем не формальной, не вынужденной, не продиктованной цензурными или маркетинговыми соображениями, но, кажется, искренней. А в "Нечаянно" это уродство не сдобрено соплями, представлено в чистом, беспримесном виде.

Образчик аналогичного жанра, но в ирландском изводе - "Норин" Донала Глисона, где сам режиссер играет вместе со своим прославленным отцом Бренданом Глисоном полицейских-напарников. Молодой переживает из-за того, что его покинула любимая Норин, у старшего проблемы с сыном, вместе они едут на вызов по сигналу о стрельбе и обнаруживают труп самоубийцы с пистолетом в одной руке и запиской в другой. Причем в записке - "пошла ты, Норин", из чего молодой делает вывод, что мертвец был его соперником, тоже не слишком удачным. А старикан случайно из пистолета покойника убивает "рождественского" поросенка, после чего предлагает добавить постскриптум в предсмертную записку. Следующая жертва - слывущий извращенцем сосед по имени Перверт, пришедший на второй выстрел и получивший в себя третий. В общем, не без "ирландских" штампов и в пересказе даже скучновато, но смотрится хорошо, во многом, несомненно, благодаря мощи Глисона-старшего.

Неожиданная и на удивление симпатичная вещица - "Подарок" Ивана Петухова с Умой Турман в главной роли. Последнее сочетание столь необычайно - где Ума Турман и где (а главное - кто?!) - Иван Петухов, пришлось обратиться за справкой к интернету, там без труда обнаружилось, что Иван Петухов стал финалистом конкурса, курируемого Кевином Спейси, и вот получил такую возможность сделать фильм, но важна не возможность, а результат - вполне убедительный: с Умой Турман в главной роли - пускай и короткометражка, но все равно - жирно. Турман играет упаковщицу подарков в магазине, перед праздником к ней приходит известный иллюзионист, постоянный клиент, в которого она влюблена, и просит упаковать семейное колье для подруги, та скрепя сердце выполняет заказ для другой, а когда клиент уходит, обнаруживает колье у себя на шее - в общем, мечта ее сбылась, а до кучи иллюзионист приволок кролика и устроил мини-фейерверк.

Замороченным, занудным и неуместным в подборке показался мне длинный, 25-минутный испанский фильм как обычно (реж. Хайро Лопес) - про старых друзей, собравшихся на вечеринку и связанных давними запутанными узами, распутывать которые, если честно, мне очень скоро стало скучно - а кино еще долго продолжалось. Не особенно сильное впечатление произвел и мультик "Потерянный шарф" (реж. Йон Даффи, 7 мин, Ирландия), хотя по задумке вроде бы остроумный: бельчонок, сложенный из бумаги, рыщет по лесу в поисках шарфа и встречает нарисованных зверей, озабоченных куда более глобальными проблемами вплоть до сущности бытия (особенно медведь глубоко погружен в решение вопросов мироздания).

Зато простое и милое кино - "Про ежика" Наташи Беляевой. Я его уже пытался смотреть через интернет, поскольку с Наташей мы постоянно в контакте и надо сказать, что с тех пор, как она занимается кинопоказом в "35 мм", репертуар кинотеатра качественно выровнялся, но с интернетом у меня отношения катастрофические, а на большом экране эта работа, сделанная еще в Питере, смотрится очень уместно. И даже что-то в ней меня зацепило личное, поскольку у меня в детстве тоже совсем негладко складывались отношения с организаторами "праздничных мероприятий", а тут речь идет про мальчика, который вместо положенного зайчика пришел на детсадовскую "елку" в костюме Деда Мороза. Воспитательница "отщепенца" не пустила в хоровод, и на "скамейке запасных" он познакомился с еще одним "нестандартным" персонажем - ежиком, но оба оказались даже в выигрыше, поскольку пока "зайчики" пели хором, ежик с дедом ели конфеты из подарочного мешка, прилагавшегося к имиджу Мороза.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments