Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"LIEBE. Schiller" по "Разбойникам" Ф.Шиллера в театре им. В.Маяковского, реж. Юрий Бутусов

Формально это копродукция московского театра им. Маяковского и питерского им. Ленсовета, которым Бутусов руководит, Фактически же - студенческий спектакль предыдущего выпуска мастерской Женовача в ГИТИСе, где Бутусов преподавал. И хотя почерк Бутусова в действе, собранном из этюдов, угадывается на раз, отпечаток студийного экзерсиса тоже никуда не исчезает. Только что сходив на показ нового набора С.В.Женовача (Бутусов продолжает там работать), к зачету третьего семестра подготовившего отрывки из Брехта, я заметил по поводу фрагмента "Трехгрошовой оперы", где всех бандитов и полицейского пантеру Брауна играют девушки, что в отличие от случаев, когда женские роли достаются мужчинам, обратные примеры исключительно редки:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3000779.html

На самом деле, конечно, не так уж и редки. Обязательно стоит вспомнить в связи с "LIEBE. Schiller" аналогичный и довольно любопытный (несмотря на то, что осуществлен он был в Театре Луны) опыт Наташи Когут на основе "Гамлета":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1070714.html

Только в "Гамлет - точка G" трагедия была понарошку. Студентки же Бутусова этюдным методом умудряются высекать из диалогов и монологов снопы искр настоящей страсти, хотя без фирменного бутусовского гротеска, бурлеска, доходящего местами до клоунады, с густым гримом на лицах и "клюквенным соком" на костюмах, дело, понятно, не обходится. В постановке заняты всего пять актрис (бывшие студентки давно работают по разным театрам: две в Маяковке, две в СТИ, одна оказалась в "Современнике"), и это тоже определяет содержательные акценты спектакля.

Пьеса "Разбойнике" - не самая популярная нынче, на моей памяти в Москве ставилась только раз, Василий Бархатов работал с ней в пространстве филиала театра им. Пушкина, но, как часто бывает, амбициозный замысел обернулся пшиком. Однако в случае с бархатовскими "Разбойниками" важно то, что в них режиссер преподносил шиллеровский сюжет через проблематику современного искусства, конкретнее - т.н. "арт-терроризма", и, соответственно, на первый план в его версии выходили Карл Моор с компанией единомышленников:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1625251.html

"LIEBE. Schiller" Бутусова - наоборот, история камерная, внутрисемейная, и в центре внимания здесь - Франц (в исполнении Натальи Ушаковой), его взаимоотношения с отцом, с братом, с невестой брата Амалией. Амалия - второй полюс притяжения, еще и потому, что она - единственный женский образ в спектакле, где совсем нет мужчин исполнителей, это самое условное, самое неопределенное и неуловимое, но и самое универсальное действующее лицо, в какие-то моменты способное отождествиться с другими персонажами или поменяться с ними местами. Само собой, разыгранные на подиуме и возле него с использованием самой нехитрой атрибутики (пианино, бутылки и бокалы, цветы) выспренные многословные монологи и диалоги старомодной преромантической драмы у Бутусова пересыпаны интермеццо с использованием стихов Г.Бенна и Р.М.Рильке, цитатами из Ницше и Шопенгауэра, отсылами к библейскому сюжету об Иосифе и его братьях, пластическими ремарками, которые придают композиции как минимум иллюзию цельности. Но подобно крупноформатным постановкам Бутусова последнего времени ("Отелло" и особенно "Макбету", самых недавних я не видел), в "LIEBE. Schiller" обнаженные эмоции, яркие сценические метафоры и живой нерв исполнительниц не уравновешены объединяющим рациональным началом, которого мне, признаться, не хватает. И даже присутствующее в начале спектакля "обоснование" приема с перевоплощением девушек в юношей, отсылающее к традиции античного праздника, где жены наряжались своими мужьями и ложились в супружескую постель с накладными бородами, здесь звучит не столько концептуальным "кодом", "ключом" к пониманию режиссерского замысла, сколько ироничной "отмазкой".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments