Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Black comedy shorts" в "35 мм": "Пограничный патруль", "Плохая Пенни", "Маленькие наци" и др.

На редкость удачна подборка, где все короткометражки - не просто формально проходят по комедийному жанру, но и по-настоящему, пусть и в разной степени, смешные.

"Пограничный патруль" (реж. Петер Бауманн, Германия – Великобритания, 2013) - эксцентричная, но с элементами политической и социальной сатиры комедия про пограничников Германии и Австрии, не только номинально охраняющих фактически несуществующий рубеж, но еще и исторически принадлежащих к единому культурному, языковому, да и географическому пространству, однако сохраняющих несмотря на все союзы и связи отчужденность друг от друга, проявляющуюся, в частности, через спорт: действие новеллы происходит в ожидании важного матча между австрийцами и немцами - немецкий патруль находит повешенный на дереве труп, но желая успеть к телевизору на трансляцию соревнования, не заявляет о нем, а перевозит через границу и вещает на австрийской территории - а с той стороны "границы", естественно, патрульные мыслят в том же направлении.

Несмотря на то, что программу составляют разномастные фильмы, целых три короткометражки оказались связаны общим мотивом: в двух идет речь о похищении детей и в одной - об убийстве. Правда, лаконичный мультик "Выкуп" (реж. Дастин Риз, Швейцария, 2013) - всего лишь юмористический экзерсис на тему составления письма с требованием выкупа за похищенного из обрывков журналов и газет. "Ужасная Пенни" (реж. Шэйн Аткинсон, США, 2013) - игровой фильм с более развернутым сюжетом: пара гангстеров крадет из школы маленькую Пенни, дочь задолжавшего боссу подельника, но под именем Пенни к ним в машину садится совсем другая девочка, которая сначала убивает из брошеного по недосмотру пистолета одного из друзей, а затем начинает терроризировать оставшегося и его беременную подружку, одновременно, правда, спасая их от мести главаря, которого убивает тоже - лопатой. Наконец "Полюбовно", или, в более замысловатом русскоязычном варианте названия, "Мрачном контракте" ("A l’amiable", реж. Реми Кайуэла, Франция, 2014) родители при разделе имущества в процессе развода приходят к выводу, что их семейную жизнь разрушил пятилетний сын, ни один не хочет брать ребенка себе и вместе они договариваются избавиться от него - но попытки бросить мальчика в лесу и укокошить подручными средствами каждый раз заканчиваются безуспешно, и даже когда сын сам уронил в ванну фен и получил удар током, ему удалось выжить, а вот папу с мамой на обратном пути из больницы сбила-таки машина.

Отдельный восторг - вошедшие в подборку мультики. Помимо упомянутого "Выкупа" программа предлагает остроумную фантазию "Лесоматериалы" (реж. Нильс Хедингер, Швейцария, 2014), где обрубки и пеньки, оставшиеся после уничтожения леса, пытаются согреться снежной зимой возле костра, который разводят, пихая друг дружку в огонь. А также изысканный, но против ожидания внятный для восточного кино, чем-то похожий на произведения Ивана Максимова, только более изощренной выделки мультфильм "Кусок, мир" ("Piece, Peace", реж. Пак Джэ Ин, Южная Корея, 2013), где фантастические персонажи обитают в домике-башне, похожей на разрезанный кусками торт, и стараются друг друга выжить из него, а сами тем временем обжираются до безобразия - естественно, это для всех заканчивается скверно.

В завершение подборки поставлен опус "Стрелок" (реж.Эрик Киссак, США, 2014), пародирующий жанровые штампы вестерна за счет того, что закадровый голос, комментирующий действие и озвучивающий мысли персонажей слышит не только зритель, но и сами герои, сидящие в салуне - в результате чего, конечно же, происходит, как выражается тот самый голос, "кровавый балет". Но я бы в финал поставил куда более эффектный, на мой взгляд, мини-фильм "Маленькие наци", который идет перед "Стрелком".

"Маленькие наци" (реж. Петра Люсхоф, Германия, 2010) тоже построен на пародии, но не жанровых, а социальных, поведенческих моделей. На семейное Рождество к бабушке внучка позвала инвалида-израильтянина, с которым познакомилась в пацифистском лагере. А бабка из ностальгического чувства решила нарядить елку игрушками времен своего детства с символикой Третьего Рейха. Увидев на ветках шарики со свастикой и зигующего ангела на макушке добропорядочные супруги, давно забывшие, что их предки были партийными активистами, приходят в ужас, усугубленный ожиданием гостя-еврея, но старуха, помимо игрушек извлекшая из сундука еще и заряженный отцовский револьвер, не позволяет испортить ей праздник. В панике герои встречают израильтянина - и с облегчением обнаруживают, что еврей - инвалид по зрению, то есть абсолютно слепой. Правда, он хочет, чтоб его со всей немецкой семьей сфотографировали на фоне рождественской елки. Кино подкупает тем, что помимо приевшихся насмешек над нацистским прошлым Германии, здесь важный сатирический заряд направлен, как мне показалось, еще и против слепоты евреев, из последних сил упирающихся в свое трагическое прошлое, которое давно быльем поросло, но с еще большим упорством не желающих или не способных увидеть реальные угрозы еврейскому народу и еврейскому государству, которые сегодня на практике никак не связаны с выродившимся до опереточных клише гитлеровским национал-социализмом и исходят отнюдь не от выживших из ума и впавших в маразм толерантности немцев, но исходят совсем с других сторон, о чем как раз и следовало бы всерьез поразмыслить, пока еще не стало окончательно поздно, как в прошлый раз.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments