Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Суп" реж. Робер Тома, 1964

Робер Тома до сих пор - один из самых востребованных развлекательным театром (да и кино) авторов криминальных комедий. "Суп", одна из немногочисленных его режиссерских работ, по собственному, конечно, сценарию - произведение иного плана, хотя и комедийный, и отчасти криминальный элемент тут тоже присутствуют. Лазурный берег, поздний вечер, переходящий в ночь - сначала выиграв, а потом проиграв в казино большую сумму, мадам Мари-Поль, прогуливаясь до рассвета, рассказывает своему полуслучайному собеседнику историю бедной девушки, какой она была когда-то. Мать, загибающаяся от непосильной работы, учила дочь, что любой ценой надо обеспечить себе жизнь, при которой не придется самой горбатиться - в качестве метафоры такой жизни она использовала "суп", или, вернее, как называется фильм во французском оригинале (кстати, по телевизору показывали англоязычную версию почему-то-) - "Хороший суп". Девушка совет вскоре скончавшейся матери приняла к сведению, поступила работать в магазин, увлекла мужа хозяйки за собой в Париж, едва перебравшись из захолустья в столицу, променяла его на более перспективного сожителя, потом пошла на содержание к обеспеченному женатому мужчине и на его деньги открыла кафе, влюбилась в официанта, скоро погибшего от случайной бандитской пули и, окончательно ожесточившись, вышла замуж, выдав прижитого от официанта ребенка за родную дочь законного супруга, и только после двух десятилетий "счастливой жизни" по нелепой случайности разрушившая так кропотливо выстроенный мир, оказавшись по недоразумению в койке с мужем дочери.

Но несмотря на драматические, в том числе и с летальным исходом, перипетии сюжета, Робер Тома остается комедиографом, трагизма он не нагнетает, мораль не навязывает и "пагубный образ жизни" не "разоблачает". Героиня "Супа" легко переступает через других людей, но и собственные крушения переживает без надрыва, меняя не только мужчин, но и собственные имена: Мари, Маринетт, Мариз, Мари-Поль. Пожилую, роскошную, отчасти утомленную, но по-своему самодовольную Мари-Поль играет Мари Белль, а юную - Ани Жирардо. И я не без удивления отметил для себя, что хотя, наверное, молодая Катрин Денев красивее, да и талантливее, а Жанна Моро - по-женски изысканнее, а все-таки обаянием наивности ни одна из них с Жирардо тех же лет не сравнится. В "Супе" хватает и других "звезд": богача Жозефа, у которого Мари находится на содержании, играет тоже относительно еще молодой Бернар Блие, а в роли Жако, безвременно погибшего любовника официанта - Жан-Клод Бриали. Примечательно также, что после "ночной исповеди" героиня, вроде бы потерявшая все, к чему стремилась - муж ее прогнал, оставив ежемесячное содержание, дочь, надо полагать, вряд ли простит мать, спутавшуюся (пусть нелепо и случайно - вообще этот поворот в сценарии оказывается самым слабым местом и выглядит крайне надуманным) с собственным зятем, но Мари не унывает и в свои года еще умеет хорошо повеселиться, благо мужниных денег, не без ее деловой хватки, кстати, заработанных, ей хватает и на проигрыши в казино, и на другие нехитрые развлечения: все-таки совет матери для героини не пропал даром, на "хороший суп" она себе заработала.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments