Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Щелкунчик в стиле стимпанк" в театре "С.А.Д.", реж. С.Игнатов и М.Литвинова, хор. А.Меркурьев

в Аптекарском огороде я бывал всего-то дважды - год назад приходил в театр "С.А.Д." на замечательную "Аркадию" Стоппарда, а до этого - только на презентации мемуаров Бори Моисеева (а, вспомнил еще один случай, совсем давний - вечеринка коньячного бренда, значит, трижды получается). Аптекарский огород снежной зимой - а снова только я собрался, как ударили морозы и снегу навалило - выглядит инопланетно, но теперь я еще и по внутренней оранжерее погулял - "Аркадия" игралась вечером (сейчас спектакль идет на других площадках и, боюсь, немало потерял ввиду отсутствия идеально соответствующей духу, стилю и символике пьесы Стоппарда оранжерейной обстановки), а "Щелкунчик" - вещь дневная, детско-новогодняя, оранжерея в этом время открыта, и возможность осмотреть ее без спешки остается. Я даже поднялся на второй этаж, в огромную коллекцию суккулентов, выращиванием которых на дому я сам в подростковом возрасте увлекался. Но пришел я все-таки не в сад, а в "С.А.Д." - театр "Содружество актеров драмы". На спектакль Славы Игнатова и Маши Литвиновой.

Этот "Щелкунчик" и по сюжету - достаточно оригинальное сочинение, где номинально действие перенесено в викторианскую Англию с ее успехами технического прогресса, а "рамка" фабулы отсылает не столько к Гофману, сколько к Шварцу и его "Обыкновенному чуду": сказочник-Часовщик вместе с женой на ходу с помощью "волшебного шлема" придумывают и разыгрывают историю, причем жена, в отличие от версии Шварца, не требует от мужа пренебрегать "чудесами!, наоборот, вдохновляет его. В остальном хрестоматийные элементы - орех Кракатук, королева Мышильда, Щелкунчик, Мари и т.д. - использованы также весьма произвольно, и честно говоря, в представлении интересно следить не столько за последовательным (а если совсем честно, не очень последовательным) развитием событий, сколько за отдельными находками, которых хватило бы на дюжину детских сказочных постановок.

С точки зрения использования разнообразных кукольных и теневых техник, их остроумно обыгранного соединения Славе Игнатову и его жене, наверное, сегодня в Москве нет равных. Сказочное пространство вместе с тем не архаично, а напротив, футуристично (художник Наталья Мишина), и вызывает ассоциации с фильмами Терри Гиллиама: мастерская Часовщика полна забавных предметов, измерительных приборов, сосудов, фантастических приспособлений, а выдвижные ящики стола и створки шкафа-трансформера позволяют совмещать "живой" план и кукол. Так же естественно этот изысканный антураж соединяется с музыкой Филиппа Гласса. Но, к сожалению, гораздо менее органично - со способом существования в нем драматических актеров, слишком для такого продвинутого художественного решения традиционным, причем в традициях не просто обычного драмтеатра, а именно детских "елок". Хореографом спектакля выступил один из моих любимых солистов Большого театра Андрей Меркурьев, хотя понятно, что на сцене-пятачке и в обстановке среди массивных стола и шкафа о танцах говорить не приходится. Но и пластический образ Щелкунчика, и вальсирующие на занавесе-экране тени - это его вклад, для подобного случая вполне весомый.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments