Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Бертольт Брехт, Мастерская С.Женовача в ГИТИСе

Первый раз после пожара и ремонта пришел в ГИТИС - на показ второго курса мастерской С.В.Женовача. В последние годы я и дипломные спектакли почти не успеваю смотреть, хотя раньше ходил на курсовые показы, на зачету довольно часто и с большим интересом. Обстановка отремонтированных верхних помещений института стала какая-то менее совковая, как мне показалось - за счет крашеных кирпичных стен, что ли. Но кутерьма - как и раньше. Я нередко употребляю выражение "зрители висели гроздьями", но до сих пор ни разу не видал, как это выглядит буквально - а тут некоторые по-настоящему висели, цепляясь за металлическую перекладину, такой вокруг зачетного (опять-таки в прямом смысле, а не в оценочном) показа возник ажиотаж, что после дневного назначили еще дополнительный вечерний. Хорошо еще мне оставили место прям-как для вип-персоны, пусть и "второго разряда", но если "первый разряд" - это, помимо самого Женовача, Кудряшов и Каменькович, то "второй" - тоже очень почетно и даже лестно.

Демонстрировали свои наработки второкурсники режиссерского факультета. Внимание к Брехту нарастает и спадает волнами, причем с большой частотой - вот недавно кругом ставили Брехта, в настоящий момент как-то не особенно, а завтра, может, спектакли опять пойдут косяком, и эти волны тоже по-своему симптоматичны, они явно находятся в каком-то резонансе с колебаниями в социальном пространстве. Но отрывки, показанные студентами, в меньшей степени касались проблем, связанных с природой общества, больше - с природой человека (риторический вопрос "Неужто быть человеком так плохо?" из "Гувернера" можно считать эпиграфом ко всей "программе") и отчасти театра. Последнее касалось разорванного на два фрагмента и как бы обрамляющего первое отделение отрывка "Слоненок" из пьесы "Что тот солдат, что этот", несколько лет назад поставленной одним из педагогов курса Юрием Бутусовым в петербургской Александринке ("Человек=человек"). Занятный ход использован в эпизоде "Свадьба" из "Трехгрошовой оперы": бандитов и Пантеру Брауна играют девушки, а девушки в мужских ролях - явление в принципе редкое (наоборот - сколько угодно, а чтобы актриса играли персонажа мужского пола - это означает два варианта: либо персонаж - гей, либо актриса - Роза Хайруллина), и здесь это не просто "прикол", заодно позволяющий занять побольше девчонок, а еще и что-то содержательное, открывающее во взаимоотношениях героев какую-то сексуальную подоплеку. Самым завершенным мне показался отрывок из пьесы "Гувернер", тем более, что я такой пьесы у Брехта никогда не знал (собственно, такой пьесы у Брехта и нет, это не оригинальное произведение, а обработка "бюргерской трагедии" Ленца), и сделанный с элементами скетча и пластического этюда мини-спектакль про учителя и испытывающую к нему влечение юную воспитанницу получился и ярким, и внятным - что можно сказать не про все остальные из представленных опытов. И если самостоятельная актерская работа Александра Медведева подкупила актерской раскованностью и остроумием - в не самом популярной сценке из "Страха и нищеты" под названием "Предатель" студент выступает перед зеркалом одновременно за жену и мужа, прикуривая две сигареты сразу, причем вторую, "женскую" - первой, "мужской" рукой, как бы давая прикурить даме и т.п. - то в обрывочном "Шпионе" из той же пьесы, при потере сюжета, ставка, сделанная на эмоциональную перебранку с использованием матершины, по-моему, себя не оправдала. (Вообще студентов-актеров как-то отдельно надо учить материться на сцене - может, им это и не пригодится в связи с последними тенденциями, но хочется верить, что или тенденции поменяются, или (в идеале) будущие актеры найдут для приложения своих талантов места с другими тенденциями. То же касается и обнаженки - в сценке из "Ваала" герой Брехта шокирует околобогемных псевдоинтеллектуалов своим видом, и для сравнения стоит вспомнить, с какой легкостью и иронией раздевался Донатас Грудович в спектакле Жено, а тут студент распахивает пальто, стоя к публике спиной: не надо оправдывать это "театральной условностью" и тем более "приличиями" - здесь лишь пошлый и ложный стыд, от которого современный актер, по-моему убеждению, должен быть избавлен начисто, или уж тогда не дергаться и ходить во фраке. (Другое дело, что браниться и заголяться следует там, где есть к тому художественная необходимость, а не при любом удобном поводе - но это как раз вопрос режиссуры). В "Шпионе" же при "натуральности" (крайне искусственной и неубедительной) еще и перебор с "условностью" иного рода - партнерами супругов-собеседников выступают однокашники, имитирующие предметы мебели, служащие "подставками" для посуды - что ничего не добавляет к содержанию и без того куцего ошметка пьесы.

Я опасался оставаться на "второе отделение", поскольку дальше мне надо было успеть на вечерний концерт, но остался и, везде потом успев, не пожалел, посмотрев "Мамашу Кураж".
Режиссерская работа Нади Кубайлат - не отрывок из пьесы, а "микс" с упором при выборе эпизодов на гибель детей заглавной героини, стилистически решенный максимально близко к канонам брехтовского "эпического театра", и даже с парой зонгом: соло Анны Фирлинг "Лучше промолчать" в эмоционально насыщенном исполнении Дарьи Муреевой и мужским хором "Солдат уходит на войну" в стилизованной "банной" сценке. Все можно было сделать чуть аккуратнее, и если заставлять кого-то вздрагивать, то не от оглушительного грохота, а от более тонких художественных находок.

Что касается собственно курса - я еще когда смотрел дипломные постановки предыдущего выпуска Сергея Женовача, отметил, что у него набор всегда очень ровный, мальчики рослые, стройные, девочки красивые, яркие, а индивидуальности у них проявляются позднее (кстати, среди пришедших посмотреть на следующее поколение "женовачей" я заметил и Ивана Янковского, замечательно сыгравшего Максудова в "Записках покойника" СТИ) - в отличие, например, от учеников О.Л.Кудряшова, более "скороспелых", но, увы, иной раз и быстро "сгорающих", ну или, по крайней мере, отсверкав еще в годы студенчества, вскоре выпадающих из зоны внимания. Может быть, с точки зрения театральной педагогики все не так, но я рассуждаю как зритель, и меня "технологии" интересуют постольку, поскольку определяют конечный результат, "творческий продукт", потребителем коего я являюсь - в том числе и на начальных этапах ученичества актеров и режиссеров.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments