Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

через Париж (4): Нотр-Дам, Консьержери и Сент-Шапель, Делакруа, Клюни, Пантеон, фонд "Картье"


В 1999-м фасад Нотр-Дама был закрыт строительными лесами - собор реконструировали к Миллениуму. Теперь он даже слишком чистенький, а внутри еще меньше, чем прежде, все располагает к благочестию, хотя я и попал на мессу, но стеклянные будки в капеллах, объявления для туристов с требованием тишины - это невозможно. В Консьержери весь зал с колоннами отведен под выставку о Людовике Святом. А я, направляясь к Сите через Сен-Луи, как раз думал о том: вот остров посреди Парижа назван в честь великого короля - а кто о нем помнит, что был за человек, чем прославился, почему его причислили к святым? Лично я не вижу необходимости оправдывать действия Людовика Святого тем, что он был, как говорится на выставке, "человеком своего времени" - как бы нынешних благодушных идиотом потом не стали оправдывать подобным образом (если благодаря их стараниями еще останется, кому оправдывать). Выставка в любом случае рассчитана на французскую аудиторию, тексты даже на английский не дублированы, живопись третьесортная, разрозненные артефакты - мне там делать было нечего, я больше внимания уделил собственно тюрьме, "женскому дворику", примыкающему к камере Марии-Антуанетты (где восковая фигура королевы в черной накидке сидит, отвернувшись к стене, а за спиной у нее два охранника, стража революции), еще нескольким камерам с "воссозданной исторической обстановкой", а также списку вип-заключенных и гильотинированных, залу их портретов, где соседствуют Лавуазье и Шенье, Дантон и Сен-Жюст. Глядя на это, я думал: слава Богу, хоть Бастилию вовремя снесли - страшно представить, в какой луна-парк превратили ради туристов! Ну а про Сент-Шапель что и говорить - даже если доступ туда слегка затруднен (летом, наверное, хуже, зимой всяко проще, но тоже - две очереди), ради витражей на втором этаже пойти туда стоило, и повезло, что день выдался солнечный, краски витражей играли.

Приятные впечатления оставил дом-музей Делакруа, точнее, дом и ателье, а также чудесный тихий садик между ними. Апартаменты, конечно, не мемориальные, а произведения - не первый сорт: наброски, зарисовки, связанные в основном с Африкой, с Тунисом и Марокко, соответственно, основные персонажи - африканцы и лошади. Работы не только Делакруа, но и менее знаменитых современников, творивших в том же стиле. Африканский сувенир - чучело львицы. Но если рассматривать музей не как художественный, а как памятное место - там хорошо. В Сен-Жермен-де-Пре, прямо в церкви, устраивали какое-то псевдоисторическое шоу, и я потом снова, в уже спокойной обстановке, туда вернулся, а на этот раз дошел до храма Василия Киевского - украинской католической епархии. И действительно - в районе говорят по-украински, слышал сам, причем на нормальном, хотя и разговорном украинском, а не на суржике, разница очень значительная.

Музей Средневековья в термах Клюни - довольно большой, но по-настоящему интересных вещей там не очень много. Причем хваленые головы иудейских царей, сбитые санкюлотами с Нотр-Дама во время революции, имеют довольно жалкий вид. Шпалеры "Дама с единорогом", другой "гвоздь коллекции" - занятные, если следить за тем, как от одного гобелена к другому меняется композиционное расположение фигур и их настроение, в одних случаях госпожа со служанкой, в других без нее, лев всегда разный, а единорог неизменно улыбчивый. В собрании скульптуры преобладают каменные, а не деревянные статуи - такие меня трогают меньше. В холодном зале древних терм, "фригидарии" - временная выставка, но примерно в том же ключе, что и постоянная экспозиция.

Латинский квартал мне показался унылым, а университетские строения - слишком массивными и мрачными. Купол и частично фасад Пантеона - на реконструкции, но внутрь пускают. Наверное, это самое смехотворное в своей помпезности сооружение, которое я когда-либо видел: церковная постройка, превращенная в официозный светский некрополь. О Марате и Мирабо, которых в Пантеоне захоронили революционеры, а потом вынесли контрреволюционеры, напоминают плакаты - это тоже абсурд полный, получается, что Пантеон сегодня - в первую очередь памятник себе, а уже потом - тем, к том в нем как бы покоится (хотя покой этим несчастным только снится, надо полагать). Другое дело, когда в центре Москвы лежит Ленин - к этому тоже можно относится по-разному, но Ленин лежит один и пускают к нему бесплатно, а тут - у кого-то персональный склеп, у кого семейный, а у многих - групповой, и вход в Пантеон стоит почти как в Орсэ. Хорошо еще если повезло, как Золя, с отдельным саркофагом, а то ведь с подселением - ну чистая азиатчина. И квест с поисками вип-захоронений в Пантеоне приобретает еще более, чем на обыкновенном кладбище, гротескный вид - на кладбище у всякого индивидуальный памятник, в чем-то соответствующий характеру и роду деятельности покойного, к чьей-то могиле тропинка тропой заросла, а чья-то в цветах утопает, в Пантеоне же - все мертвецы причесаны под одну гребенку, саркофаги унифицированные, а искать табличку с той или иной фамилией, чтоб глянуть на один из множества абсолютно одинаковых гробов - занятие более чем бессмысленное. Ну и верхний, парадный зал с колоннами, расписанный фресками - тоже смех. А из-под купола, насколько я понимаю, должен свисать маятник Фуко - я такой маятник видел позде в музее ремесел и профессий, но коль скоро купол ремонтируют, сейчас из-под него вниз смотрят сотни осклабившихся разнокалиберных рож с черно-белого фотоколлажа.

В Фонд "Картье" на бульвар Распай я шел без особого энтузиазма и только потому, что работает он удобно - допоздна. Но оказалось, выставка "Обитатели" таит сюрпризы. На верхнем этаже стильного стекло-металлического кубика, окруженного аккуратным ботаническим садом - другая выставка, состоящая из двух инсталляций: по одной комнате непредсказуемо перемещается большое красное ведро с водой, а в другой на расстоянии примерно метр над полом нависает большой видеоэкран, посетителей под него закатывают на специальных лежанках и снизу они рассматривают абстрактное черно-белое видео, перемежающееся вспышками яркого света, под электронную музыку. Все это вместе называется "Musings on a glass box", авторство принадлежит Диллеру Скофидио+Ренфро - даже не знаю, имена это, псевдонимы или название организации ("Аделаида ХитровО. Спросили мальчики: - Чего? Какое учрежденье?"). Как вариант ознакомления с произведением предлагается использовать штатив с зеркалом, но я закатился по полной программе, полежал под экраном (эффект от мельтешения световых пятен сильный, но скорее физиологический), заодно отдохнул после утомительного дня, потом самостоятельно выкатился и спустился этажом ниже на выставку, где соседствовали Линч и Бэкон, но не это оказалось самым важным. Анонс выставки "Обитатели" вынесен на обложку (и определенно это проплаченная реклама) журнала "Офисьель де спектакль", что-то типа "Досуга в Москве", примерно такого же полного, такого же бестолкового, общедоступного и скверно оформленного. Самое громкое имя из собранных авторов - однозначно, Дэвид Линч. А главная, занимающая третьей выставочной площади "тотальная инсталляция" - совместная их работа с Патти Смит "Falling Backwards Once Again". То есть Патти Смит читает текст, который раздают посетителям - на четырех больших листах, я не вчитывался, наверняка полуграфоманская псевдосюрреалистическая поеботина с бесконечными рефренами и вариациями, но суть не в том. Слова звучат поверх музыки самого Линча, пространство выстроено как комната, больше похожая на пещеру, и разумеется, как любит Линч, в багровых тонах, с кубистским орнаментом. В центре - кресло в черно-белую, как зебра, полоску, и у одной из стен - такой же диванчик, но это - часть декора, зрители могут сесть на черные пуфики вокруг кресла, но не на само кресло и не на диван. Еще на одной стене висит картина в тех же тонах, наивно изображающая пожар и погорельца с воздетыми руками, вопящего (гласит подпись) "О, май хауз!". Ключевой элемент инсталляции - пространство, как и в фильмах Линча, с потайными темными нишами (неважно, что за ними ничего нет), загадочными предметами необъяснимого назначения, мрачным колоритом и фантастическими сюжетами, скользящими по поверхности (на упомянутой картине черная рука проливает черный дождь на горящий дом). Кроме того, на выставке есть и другой Линч - полукартина-полуколлаж "Хорошо. Я могу мечтать или нет?" (2003), изображающая жуткую, не вполне человеческую, но явно женского пола фигуру, раскинувшуюся на диване, и нелепая мини-инсталляция из трех полудрагоценных камней разного цвета (аметист, берилл и, кажется, цитрин - есть такой камень?) на двигающихся туда-сюда спицах под стеклом, отбрасывающих лучи и тени. Наряду с Линчем - "классики", Фрэнсис Бэкон, "Голова мужчины в голубом", и абстрактно-сюрреалистическая картинка "Urutu" неведомого мне Тарсила де Амарала 1928 года (то есть из обоймы Миро и Пикассо автор?). Но это все ерунда по сравнению с произведением, давшим выставке название. Пока я рассматривал остальные вещи, на экране шел черно-белый фильм, где взлетали птицы, мчались слоны, и мне показалось, что кино любопытное. Перед экраном имелись лежанки, только не на колесиках, как для видео наверху, а обыкновенные, стационарные. Я расположился, кино запустилось опять, и я с изумлением прочитал на титрах: "Беларусьфильм, 1970". К птицам и слонам добавились грустный шимпанзе, выстрел, бешеная скачка, Чайковский и Шостакович за кадром. Режиссер "Обитателей" - Артавазд Пелишян, и когда я позднее сказал Игорю Гуськову, что раньше о нем не слышал, тот заклеймил позором мое невежество. Но я еще в фонде Картье у продавщиц букшопа выяснил, что Пелишяна (он, кстати, жив, ему 1976 лет, снял шесть или восемь фильмов, почти все короткометражные, "Обитатели" - меньше 9 минут) считают важным художником и все его работы наличествуют в коллекции фонда. Действительно, в принципах монтажа Пелишян развивает находки 1920-х годов - тут не надо быть специалистом, чтобы увидеть это в "Обитателях". Но что это столь крупная мировая величина - признаться, где б еще я это для себя открыл с помощью белорусского документального черно-белого короткометражного немого фильма, как не в Париже? Считай что уже не зря съездил.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment