Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Альфред Шнитке в БЗК: три духовных хора, "Маленькие трагедии", концерт для альта с оркестром

От бесконечных вступительных чиновничьих словословий, оскорбительно бессмысленных и безвкусных, Шнитке, в свое время затравленный такими же вот ничтожествами, наверняка перевернулся в гробу не раз, но ритуальные преамбулы еще можно было бы вытерпеть ради музыки (да и странно было бы ожидать чего-то умного от "приветственного адреса" Мединского в исполнении его заместительницы "по развитию народной культуры"). А вот как надо было умудриться составить программу концерта, открывающего юбилейный фестиваль, чтоб послушать оказалось почти нечего - это для меня загадка. Хотя, безусловно, определенная логика, и она меня совсем не радует, есть в том, чтоб поставить в начало концерта, открывающего фестиваль, "три духовных хора". Неважно, что Шнитке был католик (причем с экуменическим душком), а музыка хоров не то что неканоническая, но абсолютно европейская по мелодике, по внутренней динамике, и при этом чисто светская - зато тексты православные, а значит - духовность, мать ее! Ну ладно, пускай духовность. А фуга из "Сюиты в старинном стиле", переложенная хора, бас-гитары, флейты и ударных - это что за уродливый кроссовер?! Да еще и музыканты ходили туда-сюда и рассаживались еще дольше, чем чиновники толкали речи. Музыки в результате - минимум, пафос - грошовый, только время протянули. Сюита из "Маленьких трагедий" (реконструкция Юрия Каспарова двадцатилетней давности) - восьмичастная, закольцованная двумя вальсами, очень симпатичная и достойно исполненная "Студией новой музыки" с Анатолием Левиным в качестве дирижера - сочинение в своем роде замечательное, но никак не в качестве основного номера первого отделения концерта по такому поводу. Второе отделение полностью занял концерт для альта - произведение гениальное, великое и все такое, но сильно пострадавшее от растиражированности, растасканности на цитаты (особенно при использовании в саундтреках к пропагандистским псевдодокументальным телефильмам). Завтра его собирается играть Башмет, а здесь, с оркестром института им. Шнитке, солировал Андрей Усов. Очень прилично играл, аккуратно, и отдельные места прозвучали просто чудесно, в том числе изумительный "дуэт" солирующего альта и флейты-пикколо в оркестре. Но несмотря на это собственно музыки и собственно Шнитке, сколько бы ни кланялись его фотопортрету, ни дарили цветов его вдове и сестре с последующим перевозложением к той же фотографии на пюпитре, было явно недостаточно в соотношении с ритуальными услугами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments