Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"19.14" в МХТ, реж. Александр Молочников

По мне так формат "кабаре", сегодня потеснивший с русскоязычный сцены все прочие жанры и формы, совсем не панацея от занудства, а зачастую еще и последнее прибежище дилетанта. Но коль скоро именно в этом формате сегодня, прямо как в Германии 1920-30-х годов, модно преподносить любой материал вплоть до телефонной книги, почему бы и о войне столетней давности, раз есть спрос на круглые даты (а в России, кажется, как нигде любят всяческие юбилеи) не рассказать шершавым кабаретным языком? Только тогда уж разговор должен быть острым и по-настоящему смешным - увы, не тот случай. Видимо, при определении задач проекта такое понимание присутствовало, раз конферансье (Артем Волобуев) в своем прологе тужится "разогреть" аудиторию колкими фразочками типа "бей жидов - спасай Россию", намекая, что нечто отличное от подобного дискурса может оказаться для сложившегося ныне контекста чересчур, неприемлемо острым, да и не то что намекая, а прямо, даже демонстративно повторяя: "Цензура, цензура!" Ну да, цензура, оттого, значит, и о роли русских в Первой мировой войне говорится на протяжении спектакля всего-ничего, да не без намека, что к русским это все тоже имеет некоторое отношение (мол, кто захочет - тот поймет), а ликбезовские обрывки (Молочников где-то признавался, что много новых исторических сведений освоил в процессе работы над спектаклем - однако если он чего-то из использованного здесь материала не знал еще со школы, то остается ему только посочувствовать) перемежаются сценками-скетчами.

Дощатый подиум, если снять часть покрытия, превращается в окоп, а над ним подвешен и эффектно движется туда-сюда красный куб, декорированный громкоговорителями. Само собой, в углу пристроился оркестрик, потому что разговорные сценки и конферанс порой, но нечасто, разбавляются песенками на скверные вирши Д.Л.Быкова - а впрочем, быковские рифмы тут далеко не самое скверное. Повествование в кабаретном формате об истории Первой мировой, помимо "лирических отступлений" в конферансье, ведется на двух пересекающихся сюжетных планах - четверо французских парней и четверо немецких едут на фронт, поначалу полные энтузиазма. Французы ненавидят немцев, особенно тот, что сам наполовину немец по крови, потому что его мать-француженку изнасиловал германец, а немцы, соответственно, не переносят французов. У некоторых из персонажей есть дофронтовая предыстория - одного из немцев отец практически вынудил отправиться на войну, хотя юноша готов был покалечить себя, лишь бы остаться дома. Двое из французов, Доминик и Жан, дружат семьями, и в спектакле есть сценка их ужина на четверых. Заданная "зеркальная" структура" прочитывается сразу и дальше движется по накатанной, так же, как красный куб над площадкой. На линии фронта француз-философ встречает немца-философа, они коллеги, единомышленники, француз читал монографию немца и в восторге от нее, но они враги, и хотя француз (он и есть Доминик - Ростислав Лаврентьев) готов отпустить врага с миром, но однополчане не дремлют. Рождество 1914 года, "полуночный просвет" (был такой хороший фильм на эту тему когда-то) - и снова война наутро после праздника. Гибнут один за другим персонажи, заключается перемирие, герои снова встречаются за столом, но уже без погибших... Все это банально до неприличия, однако и банальность можно подать на такой степени искренности, что разрыдаешься, а здесь - словно задание отрабатывается.

То же касается, помимо автора самодеятельного либретто и режиссера в одном лице, еще и актеров, к сожалению. Есть работы хорошие, достойные, причем больше повезло "французам" - кроме упомянутого Ростислава Лаврентьева, к сожалению, не избалованного обилием ролей, прекрасен, да лучше всех тут, пожалуй, Артем Быстров-Жан, ему же заслуженно отданы финальные куплеты, качеством получше, чем прочие вокальные вставные номера. С "немцами" хуже, не очень интересный получился горе-"пацифист" Ганс у Павла Ворожцова, а особенно "старается" в роли юного германского "ястреба" Ковальски недавний студент курса Хейфеца в ГИТИСе Руслан Братов, перешедший в МХТ из ТЮЗа - я еще в дипломных работах обращал внимание, что он чересчур тянет одеяло на себя, ему бы сдерживать энергию, но для этого, конечно, молодому актеру необходим жесткий, вдумчивый, профессиональный режиссер. Режиссура же дебютирующего в этой ипостаси Молочникова, говоря с большевистской прямотой, попросту беспомощная, в лучшем случае вторичная, бэушная, как шинель с чужого плеча. Несмотря на хлопки, взрывы и прочий шум да гром ритм действия постоянно сбивается, многие эпизоды совсем анемичные, некоторые, наоборот, как будто искусственно гальванизированы, хотя жизни в них нет совсем.

Но неправильно все валить на конкретную постановку конкретного режиссера, пусть и несовершенную. Проблема, и мне это было ясно с самого начала, в самом формате, который в ситуации, когда рта нельзя раскрыть и сказать что-то, даже относительно благонамеренное, но честно и здраво, открытым текстом, из моды становится нездоровой необходимостью. И тогда получается то, что получилось с "19.14" - вымученное мероприятие "к дате", немножко "просветительское", чуть-чуть "публицистическое" (но под рубрикой "их нравы"), где-то - с "намеками", а в основном-то - музыкально-танцевальное, и "развлекательная" рамка, призванная номинально придать "серьезному" содержанию пущую доходчивость, вытесняет почти без остатка те крохи мысли, которые кое-как, грубо, тривиально на уровне замысла в "19.14" заложены.

Однако то же самое происходит ведь и с "Нюрнбергом" в РАМТе, структурно и стилистически, не в пример проекту МХТ, безупречному. Кстати, это позволяет понять, почему еще, а не только ради обхода пресловутой "цензуры", до такой степени востребован сейчас формат "кабаре": в подобных спектаклях каждый видит то, что хочет, что ему приятнее и больше соответствует его собственным убеждениям или предубеждениям. Достаточно почитать рецензии на "Нюрнберг" и обратить внимание, что и "Новая газета", и ямпольская "Культура", и "Новые известия", и старые "Известия" раздают "Нюрнбергу" справедливо высокие оценки, находят его актуальным каждый на свой лад - одним кажется, что в РАМТе подпольно устроили несостоявшийся, но такой необходимый судебный процесс над тоталитаризмом времен СССР и нынешними фашистскими тенденциями, другие рады до усрачки, что театр напоминает подрастающему поколению, как гады-американцы оправдывали нацистов, чтоб посильнее насолить несущим миру мир русским. Собственно, я все это предвидел, когда смотрел "Нюрнберг" на премьере:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2945993.html

С "19.14" дело обстоит похожим образом, с той разницей, что "19.14" еще и по своим объективным художественным достоинствам, мягко говоря, неоднородное зрелище. Я, признаться, не понимаю дорогого друга Феликса, который, посмотрев "19.14" некоторое время назад, только и думает, как пойти снова, да трудно попасть - популярностью опус пользуется немыслимой. Я вообще не догоняю, как это кабаре может быть скучным - ну безвкусным, ну бессмысленным, но чтоб буквально заснуть хотелось от тоски - в голове не укладывается. Может, если такое возить по школам и показывать детям - оно еще ничего. Ну или в другом каком театре - должно быть, прокатило бы. Но для МХТ это не уровень, честнее уж тогда "Пиквикский клуб" с "Примадоннами", хоть без претензий, без затей, без "намеков".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments