Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Зильс-Мария" реж. Оливье Ассайас в "35 мм"

Для меня за последние годы Ассайас оказался одним из самых важных "открытий" - он далеко не дебютант, но я познакомился с его творчеством сравнительно недавно, и это знакомство оказалось чрезвычайно важным. Ассайас - не просто тонкий, но и, как мне кажется, очень мудрый художник, сейчас подобных, и особенно в кино франкоязычном, осталось немного - таким был мой любимый Эрик Ромер, из продолжающих работать - Андре Тешине... В "Зильс-Мария" Ассайас прибегает к более сложной структуре, чем в предыдущих картинах, например, "Что-то в воздухе", попадавшей в прокат, или в показанных по ТВ "Летних часах" ("Карлос" - история все-таки отдельная, хотя если разобраться - все о том же), но тематическое единство с ними для меня очевидно.

Сделавшая неплохую карьеру в Голливуде Мэри Эндерс (Жюльетт Бинош) по приезде в Швейцарию вместо ожидаемого праздника-чествования неожиданно попала на похороны: в деревушке Зильс-Мария покончил с собой после тяжелой болезни драматург и режиссер Вильгельм Мельхиор, которому должны были вручить премию. Когда-то 18-летней девушкой Мэри сыграла в его пьесе "Змея Малойи" юную Сигрид, которая увлекла и довела до самоубийства взрослую женщину Елену. У покойного автора был замысел написать продолжение пьесы, но вместо этого Мэри получает от известного режиссера (эпизодическая роль Ларса Эйдингера) предложение сыграть в той прежней, старой пьесе, но уже не Сигрид, а Елену. На роль же молодой героини режиссер выбрал восходящую звездочку фантастических голливудских блокбастеров Джо-Энн Эллис (Хлоя Грейс Морец). Сомневаясь, Мэри все же приступает к работе и репетирует вместе со своей помощницей Валентиной (Кристен Стюарт), подающей реплики за Сигрид.

Сюжет внутренней пьесы отдаленно напоминает (хотя откровенно лесбийских мотивов там и не было, конечно), а внешний в еще большей степени - "Персону" Бергмана, но Ассайас строит свою историю именно на пересечении этих двух планов. Содержание "Змеи Малойи" (заглавный образ пьесы Мельхиора отсылает к природному явлению: змеевидному образованию облаков над протекающей в долине рекой) можно воспринимать по-разному - как социальную драму о выскочке, охомутавшей стареющую тетку, попользовавшейся ей и отвалившей (примерно такой взгляд предлагает бывший любовник Мэри, неприятный тип, о котором героин Бинош вспоминает без всякой симпатии, но тем не менее вежливо терпит за столом), или как психоаналитическую метафору (режиссер, которого играет Эйдингер, прямо говорит, как он это видит: Сигрид и Елена - одно лицо). Но важнее всего, конечно, то, что чувствует Мэри, постепенно "вживаясь" в роль Елены и сознавая посредством анализа пьесы и характера своего персонажа, насколько она сама изменилась с годами, и насколько с годами меняется отношение человека ко всему вокруг.

Про то, на каком уровне художественного мастерства сделан фильм, говорить излишне, гораздо интереснее погружаться в его содержание. Оттуда можно бесконечно вытаскивать разные темы - кому-то интереснее покажется именно взаимоотношения внутри творческого процесса, кому-то - мелодраматическая интрига, развивающаяся параллельно с репетициями (Мэри - в процессе развода с мужем, и становится свидетельницей драмы своей предполагаемой партнерши по проекту, которая уводит парня у известной немецкой актрисы, та пытается покончить с собой, ее удается спасти...), кому-то - аллегория в духе Джозефа Лоузи, связанная с линией Мэри и ее помощницы Валентины (Жюльетт Бинош и Кристен Стюарт столь убедительны в отработке объяснений своих героинь-возлюбленных, но при этом ассистентка лишь отрабатывает зарплату - или все-таки не только?).

Для меня, конечно, самая важная и самая болезненная проблема из глубоко и точно осмысленных Ассайасом - время и возраст (творческие моменты я для себя отодвигаю на задний план, меня они мало волнуют). Причем возраст здесь - категория не только биологическая и социологическая, но и историческая: человек стареет не в абстрактных координатах, а в конкретных социально-исторических, и возраст привязывает его к определенным бытовым и культурным реалиям. За четверть века изменилась не только Мэри и ее представление о героине, о пьесе - изменился социо-культурный контекст, который диктует новые подходы, и эстетические, и мировоззренческие. И вот уже режиссер думает, не использовать ли при постановке старой пьесы более поздние, нереализованные наработки автора. А актриса постепенно подвергает переосмыслению героиню, сыгранную ей в молодости, с позиций как своего нового сценического образа, так и накопленного жизненного опыта. И не только конкретную героиню из конкретной пьесы, а в целом свое отношение к самой себе и к миру вокруг, в том числе и к профессии. Поэтому Мэри, поначалу с насмешкой воспринимавшая работу своей юной партнерши в фантастическим боевиках, под конец сама соглашается сниматься у 25-летнего киношника в футуристической утопии, причем играть какое-то непонятной природы существо, у которого, как объясняет режиссер, "нет возраста", точнее, "она сама определяет свой возраст". Зато когда Мэри, признанная звезда, просит партнершу Джо-Энн на две секунды задержаться в последнем эпизоде спектакля и сделать паузу, чтоб эффектнее преподнести свою героиню, девушка решительно отказывается, и вроде бы даже не из личного тщеславия, а просто потому, что это нарушает ритм действия. И Мэри принимает это возражение, учитывая, что ритмы со времен ее собственной молодости ускорились. Впрочем, ничего другого, кроме как принимать обстоятельства как факт, ей и не остается: придут честолюбивые дублеры - дай бог им лучше нашего сыграть.

И еще стоит вернуться мысленно к началу фильма и вспомнить, что Мэри ехала, вообще-то, в Цюрих на вручение премии живому Мельхиору, где должна была за него (он отказался присутствовать) произносить благодарственную речь - а попала в деревню Зильс-Мария, где по разрешению вдовы драматурга в его доме и репетировала пьесу двадцати-с-лишним-летней давности. Поездка на чужой праздник. Дорога в один конец.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments