Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"DIDO" М.Наймана-Г.Перселла в "Новой опере", реж.Наталия Анастасьева-Лайнер, дир. Дмитрий Волосников

Полноценный и по качеству музыкального материала, и по хронометражу "пролог", дописанный Майклом Найманом по идее Наталии Анастасьевой к "Дидоне и Энею" Перселла и рассказывающий предысторию ее премьеры, по большому счету, мало что сообщает любопытного с точки зрения фактологии, да и событийно не слишком занимателен, но помимо того, что минимализм Наймана, даже замешанный частично на джазовых ритмах, абсолютно органично сочетается с барочной оперой Перселла (если уж на то пошло, то гораздо менее уместным показалось мне включение непосредственно в ткань "Дидоны и Энея" шлягерной арии Гения Холода из "Короля Артура" того же Перселла, при том что вещь сама по себе конгениальная), и вообще Найман, например, в саундтреке к моему любимому "Контракту рисовальщика" Гринуэя способен предложить феерическую барочную стилизацию (в "Дидоне" он пользуется приемом стилизации заметно меньше), пролог концептуально важен постольку, поскольку Перселл создавал "Дидону и Энея" в ситуации, когда опера, тем более в Англии, была в новинку, а Найман работает в эпоху, когда опера как жанр если и не умерла, то окончательно переродилась в нечто иное как по форме, так и по смыслу. Как писать оперу, если еще не существует оперы и не сформулированы ее каноны? Как писать оперу, когда оперы уже не существует и прежние каноны отменены за неактуальностью? Таким образом опера как жанр, а не несчастная карфагенская царица, и оказывается главной героиней спектакля.

Для пустопорожних споров сторонников "режоперы" и "дироперы" нынешняя "Дидо" предлагает компомиссный вариант - "худоперу", где за режиссером остается разработка концепции да нехитрые, из давнишнего обихода заимствованные "приколы" вроде воды из промокшего под дождем саквояжа с партитурой или сомнительно-комичного "удлиннения" руки за счет того, что один артист прячет конечность за элемент декорации, а другой вытягивает свою оттуда на расстоянии, явно нарушающем привычные человеческие пропорции. А вот футуристические фантазии художника на темы античной древности (а как иначе, если сегодня Англия конца 17-го века практически такая же мифическая архаика, как и римско-карфагенские эпические сюжеты) - это очень точное решение, как раз то, что нужно и к месту. Перед Юрием Хариковым стояла задача едва ли не более сложная, чем перед композитором. Премьерный спектакль "Дидоны и Энея" ставился в школе для девочек, то есть как забава любителей музыки. Сохранить и передать "любительский" антураж, но на высокопрофессиональном уровне Харикову блестяще удалось, при том что черно-серо-бело-красный колорит, в котором выдержано оформление "Дидо" давно превратилось в штамп некоего "стиля", но смотрится тем не менее хорошо, и оттого вдвойне излишним, по большому счету, вульгарным мне показалось видео с горящим Карфагеном на заднике в финале.

Что касается исполнения - вопросы могут быть не к качеству, а к подходу: для меня темпы, заданные Дмитрием Волосниковым, слишком замедленные во многих случаях, и особенно на финальной арии Дидоны - по мне такая "проникновенность" отдает надуманностью и чуть ли не фальшью (как бы чисто не пела Юлия Меннибаева). Пускай ведьмы из барочной оперы выглядят как инопланетянки из школьного капустника - во-первых, кто знает, как на самом деле должны выглядеть ведьмы, да еще античные и представлениях из эпохи барокко, а во-вторых, и это опять-таки принципиальный, концептуальный момент, для участников премьерной постановки "Дидоны и Энея" сочинение Перселла - "современная опера", нечто новое, считай что авангардное, и куда более радикальное, чем Найман - для своих современников, даже для русских.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments