Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ночной поезд до Лиссабона" реж. Билле Аугуст, 2013

В "Ночном поезде" Август подхватывает тему, которая уже становилась у него главной в "Прощай, Бафана" - о борцах с тираническими, как это понимают в благословенной северной Европе, режимами. Там речь шла про Манделу и апартеид:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/907699.html

"Ночной поезд" сделан на португальском материале салазаровского периода. Швейцарский профессор и интеллектуал Григориус (Джереми Айронс) спасает на бернском мосту женщину, у нее находит книжку неведомого ему Амадео ди Альмейда Прадо и настолько увлекается философскими воззрениями автора, что бросив работу, тут же садится в поезд до Лиссабона. А там начинает разыскивать сочинителя и всех, кто с ним связан, начиная с родной сестры (Шарлотта Рэмплинг). Естественно, Амадео, будучи врачом и выходцем из высшего круга, оказывается причастен к сопротивлению "фашистскому" режиму Салазара, хотя он и пытался соединить "лояльность" с "честностью". Профессор находит в доме престарелых лучшего друга Амадео - в прошлом пианиста, которому тайна полиция во время пыток перебила пальцы (Бруно Ганц, в молодости - Август Диль). И наконец добирается до женщины (в молодости ее играет Мелани Лоран). Выясняется, что девушка на мосту в Берне - внучка палача Лиссабона, узнала правду о деде из книги, а до этого любила его. Сам же Амадео умер аккурат в день революции от аневризмы, в течение многих лет ожидая такого конца (аневризма в данном случае выступает метафорой революции, и это уже само по себе жуткая пошлятина), но на его могиле приводится цитата из его сочинения: "Диктатура делает революционером каждого".

Начиная прямо с эпизода на мосту и далее постоянно вспоминался роман Чернышевского "Что делать?", где весьма хитроумная композиционная структура и показушно авантюрный сюжет прикрывают примитивную и, сегодня уже совершенно ясно, лживую идеологию. Герой "Поезда" срывается из Швейцарии в Португалию (а это по европейским меркам - край света), там постепенно раскапывает детали чужой жизни неведомого ему человека, которого он даже не застал в живых, причем детали опять-таки авантюрно-романтического характера: врач спас жизнь столпу режима, а потом тот "отдал долг", помогая уберечь доктору возлюбленную-революционерку... На вопрос "что делать?" философ из Швейцарии, всю жизнь просидевший за книгами и простоявший за преподавательской кафедрой, для себя вдруг отвечает: "делать революцию" - и не только социальную, но и как бы внутри себя.

Между тем в книжке, подобранной им после исчезновения спасенной девушки, нет ни одной хоть сколько-нибудь свежей мысли. А "диктатура" Салазара, даже если она и была малоприятной, на фоне даже европейских современных ей режимов, и уж тем более того, что творили русские у себя и на оккупированных ими территориях (и внуки палачей продолжают их дело, твердя "спасибо деду за победу"), кажется вполне безобидной, к тому же, как ни крути, Салазар уберег Португалию и от войн, и от нашествий, сегодня, спустя сорок лет после т.н. "революции" (между прочим, делавшие всюду ставку именно на "революционеров" русские агенты португальских "еврокоммунистов" за своих не признали, поскольку те не поддавались их империалистическому влиянию) Португалия при всех социально-экономических трудностях остается в Западной Европе единственной по-настоящему, в прежнем понимании этого слова, европейской страной.

Как драма "Ночной поезд" совершенно несостоятелен - герои невнятные, предпосылки их поступков банальны и убоги, а перипетии сюжета в духе приключенческих романов 19-го века придают героическому пафосу такую фальшь, что будь он трижды праведным, вызывает лишь отторжение. Причем фальшивы все - от сестры, в роскошном особняке блюдущей память брата-философа (это она за свой счет издала 100 экземпляров его сочинения и, увидев на пороге профессора из Швейцарии, наконец-то узнала, "куда делись остальные шесть" - 94 остались на книжной полке в ее доме), бывших революционеров, потомков палачей - и до священника-исповедника (в эпизодической роли коего выступает Кристофер Ли). При этом, в отличие от в чем-то очень схожих с "Ночным поездом" последних фильмов Тео Ангелопулоса, чье невыносимое занудство по крайней мере входило у режиссера в расчет,произведение Билле Аугуста, являясь вполне традиционной по форме и стилистике экранизацией некоего бестселлера, претендует еще и на увлекательность, а таких ожиданий фильм и подавно не выдерживает.

В идеологии же картины, а политика здесь - главное содержание, авантюрно-романтические линии лишь для затравки, - масса натяжек и нестыковок. Взять хотя бы бегство португальских "революционеров" за границу, то есть в Испанию - вообще-то в политической мифологии 20-го века испанская диктатура осталась гораздо более одиозной, чем португальская, уже хотя бы в силу того, что установилась в результате гражданской войны, в отличие от салазаровской. Но та же Испания принимала и беженцев из мест, куда приходили немецкие нацисты, в том числе евреев, и, вот как показано в "Ночном поезде", подпольщиков из Португалии, при том что это все номинально как бы "родственные", "фашистские" режимы. В то время как бежавших в СССР европейских коммунистов русские отправляли в лагеря или сразу ставили к стенке - но европейских интеллектуалов эти факты ничуть не занимают. Билле Аугуст живописует страдания швейцарского преподавателя в антураже живописнейшего Лиссабона (а что правда, то правда - другого такого города нет), и мучается негероический герой Айронса именно тем, что так и просидел в Швейцарии, пока кругом разыгрывалась история. Понять, что ему тупо повезло, интеллектуалу-философу, книгочею и знатоку древних языков, почему-то ума не хватает, его гнетет чувство вины и неразделенной ответственности за судьбу человечества, при том что своих студентов он запросто бросил на произвол судьбы (как за шесть лет до описанных событий расстался с женой из-за ссоры на вечеринке), сел в первый попавшийся поезд после того, как случайно прочел пару банальностей в подвернувшейся под руку книжке на чужом языке.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments