Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Сергей Антонов (виолончель), Илья Казанцев (ф-но) в КЗФ: Рихард Штраус, Мендельсон

В день концерта случайно попал на документальный фильм про Рихарда Штрауса по ТВ, практически целиком посвященный оправданию "сотрудничества" композитора с нацистским режимом: мол, скрепя сердце и только ради семьи, прежде всего невестки-еврейки. Ну а если бы Рихард Штраус был идейным нацистом - тогда что? Между прочим, он не сочинял в честь юбилеев Гитлера "здравицы" ему на "народные слова", вообще не писал на заказ, за единственным исключением - гимн Берлинской олимпиады, да и тот - слегка переделанный давний "Заратустра", вступление к которому, между прочим, из всего огромного музыкального наследия Штрауса, до сих пор остается самым узнаваемым, не исключая ни "сюиты вальсов" из "Кавалера розы", ни "танца семи покрывал" из "Саломеи". А главное - нацисты от Штрауса ничего не требовали сочинять "идейного", не упрекали в "формализме" и вообще редко к нему обращались, оставляя полную свободу для творчества и возможность благополучного в чисто бытовом плане существования, зато когда рейх пал, композитору пришлось спасаться, и хорошо еще ноги унес от "освободителей", в отличие от Веберна. Лучше не фантазировать, что было бы с Прокофьевым, прояви он, живя среди русских на положении заложника и почти заключенного, даже и получая при этом сталинские премии, такую же самостоятельность и выдержку, какую имел возможность демонстрировать Рихард Штраус при нацистах. Так что кто кого сегодня должен защищать, обвинять или оправдывать, что нуждается в оправдании, а что не нуждается - разговор серьезный, вопрос обоюдоострый, как говорил герой одной известной советской пьесы.

Впрочем, соната для виолончели и фортепиано написана совсем молодым Рихардом Штраусом еще в 1882-м году, это утонченный, но при этом еще не переусложненный гармониями романтический опус. В программе первого отделения его обрамляли две фортепианные, но переложенные для дуэта пьесы Штрауса "У ручья" и "Грезы" (из цикла "Пять пьес для фортепиано" того же раннего периода), так что трехчастный сонатный цикл еще и "прирос" своего рода "прологом" и "эпилогом". Мне, правда, показалось, что в дуэте виолончелиста и пианиста, особенно при исполнении сочинений Р.Штрауса, не получилось взаимодействия двух равноправных исполнителей и равноценных партий. Прежде всего это касается, конечно, маленьких пьесок, где рояль звучал совсем бледно и невнятно, но там это можно было объяснить - основной тематический материал "ушел" к виолончели. Однако и в сонате пианист Илья Казанцев выступал скорее в роли "аккомпаниатора", при том что фортепианная партия здесь весьма изощренная, есть и развернутые сольные эпизоды.

Мендельсон - и Песня без слов для виолончели и фортепиано, и Вторая соната - прекрасно удался благодаря опять-таки виолончелисту, Сергей Антонов - потрясающий музыкант, и будучи еще относительно молодым исполнителей, уже сочетает превосходную технику с вдумчивостью и зрелой эмоциональностью, что самым фантастическим образом проявилось в третьей из четырех, медленной части сонаты, в Адажио. Казанцев здесь тоже оказался в большей степени на уровне своего блестящего партнера, и я бы хотел послушать их подольше, тем более, что оба отделения целиком оказались посвящены австро-немецкому романтизму, пусть и разным его этапам, а интересно было бы что-то добавить для контраста совсем из другой культуры, но дуэт только официальную программу отыграл и несмотря на явный энтузиазм публики (против обыкновения довольно приличная подобралась) от бисов уклонился.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments