Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Exhibit B", Third World BunFight, ЮАР,реж.Бретт Бейли в Музее современного искусства ("Территория")

"Exhibit B" - из числа тех проектов "актуального искусства", принцип которых понятен уже из краткого описания: в формате инсталляций режиссер представляет образы "жертв расовой дискриминации" - когда-то африканцев и других "экзотов" выставляли в музеях, и вот стилизованный "музей расизма", созданный белым художником из ЮАР, сегодня напоминает об этом, с соответствующим, разумеется, правозащитным зарядом. Более того, к "постоянной экспозиции" добавляет и "предмет" в виде киргизского иммигранта из Капотни - как напоминание русским об их "колониальным прошлом".

Бедолаги западные художники не в состоянии уяснить, что русские не считают свою империю ни "колониальной", ни тем более "прошлой", но кстати, киргизский разнорабочий - единственный "подлинник" в этом собрании фейков, остальные - ряженые, среди которых есть профессиональные артисты, художники, литераторы, а есть и любители из числа, например, брокеров. Все они служат немым укором бледнолицей публике, изображая, например, южноафриканскую женщину, которой запретили видеть дочь, прижитую от белого, или скованного раба, или заключенного нацистских концлагерей на оккупированных во время Второй мировой территориях Африки, ну и все в таком духе.

Надо признать, некоторые "эпизоды" перформанса-экскурсии могут показаться по-настоящему занятными - например, кунсткамера нацистского доктора Фишера с четырьмя поющими черными головами, а поют они, между прочим, очень стройно, дружно и по-европейски гармонично, но хорошими, насыщенными африканскими тембрами, изредка издавая характерные для традиционного вокала щелчки. Или "освежеванное" и превращенное в чучело наряду с чучелом пеликана тело чернокожего "философа" Сулеймана Анджело, водившего дружбу с австрийскими императорами и композиторами (Гайдном и Моцартом), а после смерти оказавшегося предметом для публичного обозрения, само собой, исключительно в силу своей расовой принадлежности. Таблички у других "объектов" напоминают, что негров-рабов в бельгийских и нидерландских колониях морили голодом, отрубали в наказание за недовыполнение "плана" по каучуку руки. Да и в совсем недавние времена - одного за политический активизм кастрировали не далее как в 2010-м.

Вины "белых колонизаторов" столь велики и разнообразны, что в экспозиции даже упоминается, как покоренных африканцев отдавали на съедение враждебным племенам. То обстоятельство, что белые равсе-таки не сами их ели (брезговали черным мясом, расисты проклятые!), а вот африканцы, не будучи ни минуты расистами, соседей уминали так, что аж за ушами трещало, тоже трактуется не в пользу белых, хотя, если разобраться, тут имеется логическое противоречие, ведь получается, что черные, оставаясь людоедами, как ни крути, а дикари... Но такие мысли следует гнать от себя сразу. И конечно, на этой "выставке" не найдется места жертвам т.н. "черного гнева", поскольку расизм в категориях современного толерантного сознания - это проявление ксенофобии со стороны белых, а черные - сплошь интернационалисты, так что сотни тысяч только в одной ЮАР изнасилованных неграми и умышленно зараженных белых женщин в программу представления не включены, но это, допустим, предсказуемо.

Удивило же меня то совершенно незамутненное спокойствие автора проекта относительно собственной судьбы в ЮАР и вообще в современном мире с его недвусмысленно проявляющимися тенденциями - в своей "праведной" позиции абсолютно уверенного, что ему-то никогда не грозит оказаться в положении прибитого к столбу раба, его руку не отрубят в наказание за плохую работу, а голову не поместят в кунсткамеру. И эта тупая, если угодно, "расистская" самоуверенность белых мужчин, признаться, каждый раз (хотя ничего уникального в ней нет) шокирует меня гораздо больше, чем топорно сработанные ими агит-фальшивки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments