Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Магия лунного света" реж. Вуди Аллен в "35 мм"

Вуди Аллен шлепает халтурные поделки с еще большим бесстыдством, чем Бессон, но примечательно, что не "Манхэттен", не "Бродвей Денни Роуз" и даже не "Пули над Бродвеем", а именно беллетризованные рекламно-туристические кинопроспекты по Барселоне, Парижу, Риму и т.п. пользуются наибольшим успехом с коммерческой точки зрения - на "Матч-пойнт", поди, не так валом валили, как теперь, хотя качество фильмов - не сравнить.

"Магия лунного света" - тоже отчасти туристическая реклама: действие начинается в Берлине (немецкое кабаре, Уте Лямпе мелькает в роли певички), но скоро и уже до самого конца перемещается на Лазурный берег. Отчасти также и ретро: на дворе - прекрасное время конца 1920-х годов, когда одна война далеко позади, другая еще и не предвидится, и экономический кризис пусть не за горами, но никому не снился в страшном сне. Тут есть и психоаналитик на вторых ролях - любимый персонаж Вуди Аллена прежних лет, и парапсихология со спиритизмом, а эти мотивы режиссер тоже широко использовал. В общем, кино сделано по принципу "тайского массажа до полного расслабления": доставить зрителю максимум удовольствия, но чтоб потом он чувствовал себя не униженным и не обворованным. То есть Вуди Аллен грубо, но эффективно позволяет лишенным вкуса дуракам чувствовать себя интеллектуалами и тонкими эстетами.

Герой Колина Ферта - знаменитый фокусник, сноб, дарвинист и ницшеанец, делающий шоу в образе китайского мага, а на досуге разоблачающий шарлатанов-спиритов. Его друг и менее удачливый коллега приглашает его поехать на юг Франции и взглянуть на чудо-девушку, американскую простушку, уже очаровавшую богатое семейство своими медиумическими способностями. Разоблачитель уверен в себе, но теряется, столкнувшись с необъяснимым, и начинает колебаться в своих материалистических убеждениях. При этом с первых же минут не догадаться, что не столь успешный, как главный герой, его друг подстроил это все из мелкой зависти и мести, невозможно - девушка ведет себя не просто как шарлатанка, а как плохая актриса, изображающая шарлатанку. Но это тоже часть игры, которую затеял Вуди Аллен со своей чрезмерно благодарной публикой: он как бы что-то скрывает, закручивает, утаивает - но позволяет быстро разгадывать свои секреты и тем самым приятно щекочет зрительское тщеславие.

Фантазию свою при этом Вуди Аллен не перенапрягает. В предыдущей своей работе он варьировал мотивы, заимствованные из пьес Уильямса и Миллера, здесь он, несмотря на континентальный антураж, обыгрывает характерные черты английской комедии: немножко от Шоу, побольше от Кауарда. Ну в самом деле: джентльмен, затевая спор с приятелем, берет на заметку простую безграмотную девицу, открывает ей Бетховена и Ницше, незаметно сам в нее влюбляется, а у девицы на примете богатый женишок и надо делать выбор, но она ведь тоже не остается равнодушной к своему наставнику - чем не парафраз "Пигмалиона"? Псевдо-мистическая подоплека - тоже вторсырье, хотя и собственное, вудиалленовское, достаточно вспомнить простенькое, но не лишенное обаяние "Проклятие нефритового скорпиона", не говоря уже про замечательную "Сенсацию" - один из самых любимых моих фильмов позднего Вуди Аллена. Ну а общая схема для "Магии лунного света" просто скопирована с его собственной "Великой Афродиты". Не забывая демонстрировать при всяком удобном случае красоты Лазурного берега, Вуди Аллен выпускает на рынок продукт конвейерной сборки, в чем, положим, ничего плохого нет, но выдает его за ручную, авторскую работу - а это уже как минимум нечестно, да и неинтересно, здесь действительно нет уже совсем никакой "магии", да и фокус-то, положа руку на сердце - дешевка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments